Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ХРАМЫ(соборы, церкви)

Сообщений 1 страница 30 из 51

1

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Троице-петровский)

   Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости.
   В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена.
   В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню.
   В апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал Xарман ван Балеc под руководством архитектора И. И. Сляднева.
   27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.
   После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована. Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.
   В 1802–1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875–1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания.
   В 1858–1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.
   С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.
   Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом.
   В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком.   
   Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество – во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.
   В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003

[реклама вместо картинки]          [реклама вместо картинки]

                                                                                                               Иконостас собора

2

  Музей-памятник "Спас на Крови"

Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II.

По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.

Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом. Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.

Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы. Главным украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов, губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни. Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными крыльцами помещено распятие, выполненное в мозаике, сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.

Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам, созданным по эскизам В.М. Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель». Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции.

3

И ЭТО СПАС НА КРОВИ..

Отредактировано Акварель (10-04-2007 17:26:23)

4

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР (Исаакиевская площадь, 1), памятник архитектуры позднего классицизма, самый большой храм Санкт-Петербурга. Первый деревянный храм, стоявший примерно на месте "Медного всадника", освящен в 1707 в честь преподобного Исаакия Далматского, чья память (30 мая старому стилю) приходится на день рождения Петра I. В 1712-22 годах на его месте сооружен каменный храм (архитектор Г. И. Маттарнови) в стиле "петровского барокко", отделка которого завершилась в 1727 г. Главный иконостас вырезал И. П. Зарудный. Достройку собора в 1739-42 годах осуществлял архитектор П. А. Трезини. С 1759 года службы в нем из-за осадки фундамента прекратились.
В 1768-1802 годах на вновь созданной Исаакиевской площади возведен в стиле классицизма 3-придельный облицованный мрамором собор с колокольней (проект архитектора А. Ринальди, строители А. Ф. Вист, с 1798 г. В. Бренна). Новый храм не гармонировал с застройкой центра Санкт-Петербурга, и в 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового собора, который был выстроен в 1818-58 гг. (архитектор А. А. Монферран) и освящен как кафедральный. За строительством надзирала особая комиссия, в украшении собора с 1841 года участвовали виднейшие русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, А. В. Логановский). Монументальное здание оформлено четырьмя 8-колонными портиками и увенчано металлическим золоченым куполом на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами. Высота Исаакиевского собора 101, 5 м, размеры в плане (с портиками) 111,5 х 97, 6 м.
Исаакиевский собор, наряду с Петропавловским собором и Адмиралтейством, - важнейшая градостроитостроительная доминанта Санкт-Петербурга. Снаружи и внутри здание облицовано мрамором разных оттенков, интерьеры отделаны также малахитом, лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. Заалтарный витраж исполнил в Мюнхене мастер М. Э. Эйнмиллер по рисунку Л. фон Кленце. В Исаакиевском соборе хранились чтимые иконы Тихвинской и Корсунской Божией Матери и образ Нерукотворного Спаса кисти Ф. Ф. Ухтомского (1693). Ежегодно 30 августа из собора совершался крестный ход в Александро-Невскую лавру. С 1896 года действовало братство, содержавшее несколько благотворительных учреждений, с 1911 года - общество хоругвиносцев.
В 1928 года Исаакиевский собор закрыт, в 1930-37 годах в нем размещался Антирелигиозный музей. С 1937 года музей-памятник. В Великую Отечественную войну 1941-45 гг. собор пострадал, в 1947-51 и в 1954-63 годах отреставрирован (архитектор А. Л. Ротач). В 1992г. начаты нерегулярные, с августа 2002 регулярные богослужения в левом приделе. В 2001-03гг. осуществлена реставрация фасадов. Исаакиевский собор дал название Исаакиевской площади и скверу на ней.

                 [реклама вместо картинки]
Первоначальная церковь Исаакия Долматского. Гравюра XVIII века.

[реклама вместо картинки]
                     Исаакиевский собор

5

СМОЛЬНЫЙ СОБОР

Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.]Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений.

Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православной церкви.

По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.

[/hide]
Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит  неизгладимое впечатление.

Уже издалека он вызывает восхищение, обладая странным, мистическим свойством как бы «уменьшаться» при подходе к нему, не утрачивая своей величественности.

Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Говорили, что архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли,  останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом,  снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!»  («Вот это храм!»).

Дочери царя Петра Алексеевича великой княжне  и будущей императрице Елизавете Петровне Смольный двор был хорошо известен. Здесь, в Смольном дворце, провела она свои детские годы. Здесь же в царствование Анны Иоанновны  она жила под неусыпным надзором Бирона. По преданию, всесильный герцог, прячась за оградой в одежде простого немецкого ремесленника, лично следил за Елизаветой, подозревая ее в заговоре. И именно здесь Елизавета Петровна задумала возвести монастырь, чтобы, удалившись от мирской суеты, жить и молиться в окружении 120 девиц-сирот.

Строительство Смольного монастыря велось с небывалым размахом. Но   начинается  Семилетняя война с Пруссией, и  возведение храма прекращается. Царица умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.

На некоторое время о Смольном соборе как бы забыли. Он простоял без внутренней отделки и не освященным 60 лет.

В 1764 году по указанию императрицы Екатерины II в Смольном основывают женский монастырь и Воспитательное общество благородных девиц, а в 1765 году – Мещанское училище – первые женские учебные заведения в России. Для них освящаются церкви Св. Екатерины и Св. Захарии и Елизаветы, оформленные еще в предыдущем царствовании.

Храм Св. Екатерины в северо-восточной башне примыкал к настоятельскому и трапезному корпусам и был отделан с пышностью и богатством: при императрице Екатерине II на позолоту его лепных украшений было отпущено 22 000 золотых голландских гульденов, в церкви, также, как в придворных храмах, было установлено «царское место», а  образа на иконостасе соответствовали  ангелам-хранителям царской фамилии и датам их восшествия на престол. На парусах храма вместо традиционных евангелистов были изображены св. мученицы Дарья, Агафья, Анастасия и Екатерина, «жизнью коих утешалась цесаревна (Елизавета Петровна) в дни глубокой скорби, испытанной в ее Смольном дворце, в библиотеке коего значатся жизнеописания этих мучениц», писал впоследствии настоятель церкви К.Знаменский.

В северном корпусе в конце XVIII века находились Актовый зал и театр, в восточном – комната начальницы Воспитательного общества.  При императрице Марии Федоровне в восточном корпусе располагались ее покои и квартира фрейлины Нелидовой.

Смольный собор был освящен 22 июля 1835 года митрополитом Серафимом, с главным престолом Воскресения Христова и приделами Св. Марии Магдалины и Праведной Елизаветы. Храм вмещал 6 000 человек.

В честь этого события была выбита медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны», и с другой стороны – Христа Спасителя в храме, благословляющего детей. По желанию покойной императрицы, собор предназначался для учащихся всех учебных заведений. На торжестве освящения храма присутствовали 2016 воспитанников военных корпусов, 348 учащихся гражданских учебных заведений и 1280 воспитанниц Ведомства императрицы Марии.

С начала XX века Смольный собор приобрел характер приходского. В 1923 году также, как и четыре домовые православные и одна лютеранская церкви Смольного, он был закрыт.

6

И ЭТО..УГЛОВАЯ ЦЕРКОВЬ МОНАСТЫРЯ..

7

А ЭТО.БАШНЯ НАРУЖНОЙ СТЕНЫ МОНАСТЫРЯ.

8

         САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР

Чудом сохранившийся Сампсониевский собор – памятник Полтавской победы 1709 года и один из шедевров анненского барокко.

Его резной деревянный иконостас на равных соперничает с творением Ивана Зарудного в Петропавловском соборе.

Убранство этого храма, мемориальное кладбище, памятник «врагам Бирона»   требуют особо бережного отношения к этому музейному объекту,  мемориалу мужества российских воинов и мастерства отечественных зодчих, резчиков и иконописцев.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – один из немногих памятников культовой архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Первая деревянная Сампсониевская церковь начала строиться по повелению императора Петра I в конце ноября 1709 года, в память одного из важнейших сражений петровской эпохи – Полтавской баталии, и была освящена в 1710 году.

В те времена было принято увековечивать великие деяния и битвы триумфальными арками или колоннами. Но царь-реформатор Петр Алексеевич справедливо решил, что русскому человеку ближе и понятнее будет вновь построенная церковь. А поскольку шведы были разбиты 27 июня 1709 года, в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, храм был назван Сампсониевским.

Символично, что на стенах колокольни собора установлены чугунные доски с текстами речей и приказов Петра I  до и после Полтавского сражения. Вот что начертано на доске, расположенной на южной стороне колокольни:

«Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими победами. Имейте в сражении перед собою правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Не случайно местом строительства  храма  была выбрана Выборгская сторона Петербурга. Первая  деревянная Сампсониевская  церковь,  возведенная в 1710 году, располагалась рядом с Выборгской дорогой, ведущей в то время на северо-запад, во владения шведского короля. Направляясь на поля сражений Северной войны и проходя мимо этого храма,  войска  поднимали свой боевой дух и испытывали чувство гордости за победу русского оружия.

В начале XVIII века эта церковь находилась в отдалении от административного центра города, и это оказалось удобным для открытия здесь в 1711 году первого городского кладбища. Рядом с храмом Преподобного Сампсония Странноприимца нашли последнее упокоение первые петербургские архитекторы Д.Трезини, А.Шлютер, Ж.-Б.Леблон и Г.И.Маттарнови, скульптор К.Б.Растрелли, первый русский экономист И.Посошков, живописцы Л.Каравак и С.Торелли.

Рядом с собором сохранился памятник, о котором К.Ф.Рылеев писал в своем поэтическом цикле «Думы»:

Сыны Отечества! В слезах
Ко храму древнего Самсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врагов Бирона!
Отец семейства! Приведи
К могиле мученика сына;
Да закипит в его груди
Святая ревность гражданина!

Казненные «враги Бирона» А.П.Волынский, А.Ф.Хрущов и П.М.Еропкин были захоронены возле храма по приказу Анны Иоанновны. Позже по указу императрицы Екатерины II здесь была установлена мемориальная плита, а в 1885 году поставлен памятник по проекту скульптора М.А.Щурупова.

Уникальность Сампсониевского собора заключается в смешении архитектурных форм допетровской эпохи и элементов европейской архитектуры. Общий стиль храма – «анненское барокко», вместе с тем завершение колокольни восьмигранным шатром с окнами-«слухами» можно отнести к зодчеству Москвы, Ярославля и Соликамска XVII  века.

Особую ценность представляет главная достопримечательность храма – резной золоченый   иконостас, выполненный  в лучших традициях русской деревянной пластики и резьбы первой половины XVIII века. Сохранилось  редчайшее собрание иконописи первой половины восемнадцатого столетия, в том числе подписные образа И.Квашнина и А.Поспелова.

Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда Российская империя   отмечала 200-летие Полтавской победы. Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру Великому работы М.Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии.

Таким образом, и площадь перед собором, и территория храма были включены в единую историко-культурную зону вокруг старейшего духовного центра Санкт-Петербурга.

В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

Учитывая  многочисленные пожелания верующих и обращение настоятеля Сампсониевского собора Иоанна Малинина, в настоящее время в храме проводятся праздничные богослужения, а также службы по субботним и воскресным дням.

9

Троице-Измайловский собор

Троице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) — православный собор в центре Санкт-Петербурга, на пересечении Троицкого и Измайловского проспектов. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Современный собор возведён на месте деревянного собора, построенного в 1753—1756 гг. в слободе Измайловского полка по проекту неизвестного архитектора. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I в 1828—1835 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. Собор был торжественно открыт 25 мая 1835 года. На то время собор являлся крупнейшим в России.

После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов в соборе хранились трофеи русской армии. В 1886 перед собором был возведён монумент — Колонна Славы, материалом для которой послужили захваченные турецкие пушки. В 1929 монумент был снесён (восстановлен в 2005).

Закрыт в 1938 году. При советской власти помещения храма использовались как склады. В 1966—1967 проведена реставрация внешнего вида храма. Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

Пожар Троицкого собора Санкт-Петербурга

25 августа 2006 года во время церковной службы на лесах, окружавших купола собора, находящегося на реставрации, возник сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут по московскому времени, произошло обрушение большого купола собора. Пострадали также два малых купола. Храму нанесён существенный урон, по предварительным оценкам, восстановительные работы займут около полутора лет.

10

Троице-Измайловский собор и Колонна Славы на почтовой открытке начала XX века.

11

ПОЖАР..

12

И ЭТО..

13

ЕЩЕ ФОТО..ДО ПОЖАРА..

14

ТРОИЦКИЙ СОБОР..ИНТЕРЬЕР..

15

И ЭТО....

16

Казанский собор- выдающийся памятник русской архитектуры начала 19 века. Появление в Петербурге храма во имя Казанской Богоматери восходит к началу 18 века, когда Петр-I повелел перевезти из Москвы в новую столицу икону Казанской Божьей Матери. В 1799 году император Павел объявил конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден проект, предложенный архитектором А.Н. Воронихиным. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. Постройка его длилась целое десятилетие. Казанский собор имеет форму латинского креста. Длина собора составляет 72.5 метра, ширина- 56.7 метра. Длина каждого из крыльев колоннады составляет 42.7 метра. Весь фасад Казанского собора облицован пудожским камнем. Из пудожского камня вытесаны наружные колонны, балюстрады и рельефы собора. Стены собора прорезаны гигантскими окнами. Внутри Казанский собор легок, светел и напоминает скорее дворцовый зал, чем собор. Три его нефа разделяются великолепными колоннадами из двух рядов колонн. Всего здесь 56 колонн. Они изготовлены в начале 19 века мастером каменных дел Самсоном Сухановым. Четыре мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек. Диаметр купола превышает 17 метров. В нем сделаны круглые окна, освещающие подкупольное пространство. Это первый в мире металлический купол. Пол собора покрывает мозаика. Над внутренним оформлением Казанского собора работали выдающиеся живописцы В.Л. Боровиковский, В.К. Шебуев, О.А. Кипренский, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, С.А. Бессонов. В 1939 году выполненные ими иконы и картины были вывезены в Русский музей. На месте осталась только написанная С.А. Бессоновым «Тайная вечеря» и несколько второстепенных работ. Казанский собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны.Собор был реставрирован в 1964-1968 годах.

[реклама вместо картинки]                                 [реклама вместо картинки]

17

АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР, собор Святого апостола Андрея Первозванного (Большой проспект В. О., 21-23), памятник архитектуры 18 в.

Построен в 1764-68 годах (архитекторы А. Ф. Вист, А. А. Иванов) в стиле, переходном от барокко к классицизму, на месте одноименной деревянной церкви (1729-32 гг., архитектор Дж. Трезини), иконостас которой перенесен из домовой церкви князя А. Д. Меншикова. В 1744 году эта церковь стала собором.

В 1740-45 годах рядом с ней выстроена теплая каменная церковь Трех святителей (архитектор Дж. Трезини).

В 1781 году трехпридельный Андреевский ссобор полностью освящен. Главный  купол Андреевского собора обрамлен 4 главками, трапезная соединяет основной объем с 2-ярусной шатровой колокольней (1784-86 гг.). Стены обработаны пилястрами и прорезаны высокими полуциркульными окнами.

В 1797 году Андреевский собор стал орденским храмом ордена Святого Андрея Первозванного, над входом укреплен резной знак ордена.

В 1848-50 годах пристроены боковые приделы (архитектор Н. П. Гребенка), в 1857-58 гг. отделан интерьер (архитектор А. М. Горностаев). К Андреевскому собору приписана Никольская часовня на Николаевском мосту (ныне мост Лейтенанта Шмидта) (1853-54 гг., архитектор А. И. Штакеншнейдер, не сохранившаяся).

С 1869 года действовало приходское благотворительное общество, содержавшее богадельню и детский приют.

В 1938 году Андреевский собор закрыт, в 1992 году возвращен епархии (вместе с церковью Трех святителей). Сохранен иконостас 18 в. В 2001 году у Андреевского собора открыт обелиск в честь 300-летия ордена святого Андрея Первозванного (авторы: А. А. Казаков и Ю. В. Горевой).

В 2002-03 годах проведены реставрационные работы. От Андреевского собора происходит название Андреевского рынка.

[реклама вместо картинки]

18

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, церковь Святой Екатерины (Невский проспект, между домами 40 и 42), памятник архитектуры раннего классицизма. Построена в 1771-1776 годах (архитектор Ю. М. Фельтен) на участке, выделенном в 1770 году купцом И. Л. Лазаревым (Лазаряном), освящена 18 февраля 1780 года. Кубический объем здания завершен изящным световым барабаном, увенчанным куполом. Обращенный к Невскому проспекту южный фасад оформлен портиком ионического ордера и украшен лепниной.

В конце 18 - начале 20 веков церкви принадлежали два соседних доходных дома, выходящих фасадами на Невский проспект: дом 40 (1794-98 гг., сохранилась художественная отделка конца 18 - начала 19 вв.) и дом 42 (1771-75 гг., архитектор Фельтен, перестроен в 1835-37 годах, архитектор А. И. Мельников и в 1907-09 гг.). В доме 42 с 1823 года жил М. М. Сперанский (в литературном салоне его дочерей бывали А. И. Тургенев, П. А. Вяземский, А. Мицкевич и др.), в 1823-25 годах - декабрист Г. С. Батеньков, в 1854-73годах - Ф. И. Тютчев.

В 1908-09 годах здание реставрировано (архитектор А. И. Таманян).

В 1930 году церковь закрыта, внутренние росписи и иконостас с образами художника К. Л. Христинека утрачены, внутренний объем разделен перекрытиями, в здании разместились мастерские декораций.

В 1993 году храм возвращен армянской общине, 12 июля 2000 года освящен после ремонта.

[реклама вместо картинки]

Армянская церковь Святой Екатерины.

[реклама вместо картинки]

Армянская церковь Святой Екатерины (с жилыми домами).
             Фото 1946 года

19

НИКОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР..

Нико́льский морско́й собо́р (официальное название — Николо-Богоявленский собор) — действующий православный собор Санкт-Петербурга, находящийся на Никольской площади, памятник архитектуры барокко.

Построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

При освящении собор наименован морским, в нём отмечались победы росcийского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут обелиск в память о погибших при Цусиме, созданный по проекту морского офицера князя Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрcкой революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.

Он дал названиям Никольским площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.

20

ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР, собор Введения во Храм Божией Матери (Загородный просп., сквер между д. 45 и 47), полковая церковь (с 1913г. собор) лейб-гвардейского Семеновского полка, построена в 1837-42 годах в русско-византийском стиле (архитектор К. А. Тон при участии А. К. Росси, Н. Л. Бенуа и К. К. Мейснера) на средства казны (строительство обошлось в 1 млн руб., из них 2/3 пожертвовал император Николай I).

Монументальный 5-купольный Введенский собор схож с храмом Христа Спасителя в Москве. 3-ярусный иконостас по рисункам Тона исполнен охтинскими резчиками Н. Тарасовым, В. Бобковым и Е. Скворцовым, образа написали П. В. Басин, В. К. Шебуев, Т. А. Нефф и др. Наружные рельефы - скульпторы Н. А. Рамазанов, И. И. Реймерс, М. Г. Крылов; паруса расписал художник А. Т. Марков, купол - В. К. Сазонов.

Главные святыни - полковые иконы греческого письма Спас Нерукотворенный и Знамения, бывшие с полком в битвах при Лесной и при Полтаве (1709 г.). В храме висели знамена и доски с именами павших в боях офицеров, хранились полковые мундиры российских императоров и фельдмаршальский жезл великого князя Николая Николаевича (старшего).

В западной части Введенского собора находились гробницы князя П. М. Волконского и графа В. П. Клейнмихеля.

В 1906 году в крипте устроен придел, где были погребены командир полка Г. А. Мин и трое семеновцев, погибших в 1905 году при подавлении вооруженного восстания в Москве; там же хоронили офицеров полка, павших в 1-й мировой войне 1914-18 годах.

В 1907 году проведена реставрация. С 1873 года при храме существовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и школу-приют для девочек.

В марте 1932 Введенский собор закрыт, к марту 1933 года снесен, на его месте разбит сквер, где 1.6.2003 установлен памятный знак.

[реклама вместо картинки]

21

КАЗАНСКИЙ СОБОР (продолжение)

Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.

24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М.Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя — Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери, а 3 июля 1737 года в присутствии Анны Иоанновны состоялось торжественное освящение храма. По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским».

Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором. Во второй половине XVIII — начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.

К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797–1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж.Ф. Тома де Томон и А.Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.

Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме того, по православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад — на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.

Первоначально Павлом I был принят проект Чарльза Камерона. Но при поддержке графа А.С. Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Данное решение широко обсуждалось в обществе, особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых.

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А.С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

http://i082.radikal.ru/0807/80/de78f8fc96bf.jpg

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император — Александр I.

По первому плану Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. В отделке храма использовались в основном только отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский известняк, из карьера близ деревни Пудость близ Гатчины. Впервые в строительной практике Воронихиным здесь была применена металлическая конструкция купола.

http://i044.radikal.ru/0807/23/208ed1a2f700.jpg

На время строительства Воронихин переселился в дом № 27 по Невскому проспекту. Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Позже их разместили в бараках на Конюшенной площади. Подавляющее число строителей являлось крепостными крестьянами и вынуждены были все заработки отдавать своим хозяевам.

В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции, работы Лоренцо Гиберти (XV век). Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками.

В 1805 году была освобождена часть земли с запада от собора, до того момента принадлежавшая саду Воспитательного дома. Здесь был снесён один из его флигелей. Летом 1811 года здесь начали возводить художественную ограду.

Проект собора полностью осуществлён не был. По замыслу архитектора колоннада должна была быть с обеих сторон. Не закончено и внешнее скульптурное оформление. Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми, но сделать это так и не удалось. В своё время гипсовые архангелы настолько обветшали, что их пришлось убрать.

Строительные работы были завершены 15 сентября 1811 года. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма. На церемонии его открытия А.Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

С момента завершения строительства Казанского собора и до 1826 года перед колоннадой располагался деревянный обелиск.

Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. В 1837 году рядом с собором открыты памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

В 1899–1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер.

После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченый шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор. Фонтан работы Ж.Ф. Тома де Томона (1809 год) перенесён сюда с Пулковского шоссе в 1934 году. Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт Казанского собора. В середине 1950х годов под руководством Я.А. Казакова проходила реставрация интерьеров храма. В 1975–1978 годах реставрировали ограду.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена икона Казанской Божией Матери.

http://i067.radikal.ru/0807/4a/bd2198c263c6.jpg

22

Мечеть

http://s16.radikal.ru/i191/0911/a3/4a671e05f2b4.jpg

В панораме исторического центра города выделяется огромный бирюзово-голубой купол, акцентированный двумя стройными минаретами. Это здание Соборной кафедральной мечети, расположенной на Петроградской стороне.

Мечеть была заложена незадолго до Первой мировой войны, в 1910 году, к 25-летию правления Абдул-Ахат-Хана, Эмира Бухарского. С прошениями о строительстве мечети мусульманская община, одна из самых крупных общин многоконфессионального Петербурга, обращалась к городским чиновникам еще с 1880-х годов, но разрешение было получено только в 1906 году. Место для нового храма было выбрано на Петроградской стороне, неподалеку от Троицкого моста, и, хотя многие высказывались против мусульманской мечети в самом центре Петербурга, в 1907 году Николай II разрешил продажу земли. Был проведен конкурс на строительство здания кафедральной мечети, победителем которого стали архитекторы С. С. Кричинский, Н. В. Васильев и А. И. Гоген.

По замыслу авторов проекта, в архитектуре мечети Санкт-Петербурга должны были легко читаться известные мотивы среднеазиатского мусульманского зодчества. Если купол мечети во многом повторяет купол знаменитого мавзолея Гур-Эмира в Самарканде, то форма и геометрические узоры входного портала были позаимствованы у мавзолея Шахи-Зинды. Стены мечети облицованы темно-серым гранитом грубой фактуры, что придает зданию монументальность и роднит его с северной архитектурой Петербурга. Портал, высокий купол и тонкие стройные минареты покрыты керамикой небесно-голубого цвета, которая была изготовлена русскими мастерами под руководством известного художника-керамиста А. К. Ваулина. На фасадах здания начертаны изречения из Корана, выполненные причудливой арабской вязью.

http://s56.radikal.ru/i154/0911/80/bd74d912b57e.jpg

Традиции мусульманского зодчества соблюдены и во внутренней отделке мечети. Колонны, поддерживающие арки под куполом, облицованы зеленым мрамором. В центре молитвенного зала висит огромная люстра, на которой вычеканены изречения из Корана. Полусферическая ниша в стене - михраб - облицована голубой керамикой, а ее расположение соответствует направлению в сторону священного для всех мусульман города - Мекки. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма не найти изображения живых существ, но зато стены мечети покрывает богатая орнаментальная роспись.

В 1913 году, в честь 300-летия дома Романовых, в мечети был совершен первый намаз. Однако официальное открытие мечети не означало, что строительные работы были завершены. Отделочные работы продолжались еще в течение 7 лет и были полностью закончены только к 1920 году. С этого времени в мечети стали вестись регулярные богослужения. В 1940 году храм был закрыт, а здание, переданное Ленгорздравотделу, стало использоваться как склад медицинского оборудования. В 1956 года здание вернули Религиозному Обществу Мусульман.

Сегодня Санкт-Петербургская мечеть - одна из самых крупных в Европе: по большим праздникам в нее приходят молиться до 5000 верующих. Соборная кафедральная мечеть является действующим мусульманским храмом, а также крупным религиозным и культурным центром.

23

Чесменская церковь

http://i072.radikal.ru/0911/5e/951ca384b47a.jpg

Район, который сегодня петербуржцы называют "Чесмой", в 18 веке представлял собой неприглядное болото, которые жившие здесь когда-то финны прозвали Кикерикексен ("лягушачье болото").

Существует предание, что именно на этом месте Екатерина II, направлявшаяся в Царское село, получила долгожданное известие о том, что 26 июня 1770 года русская военная эскадра разгромила могущественный турецкий флот в Чесменской бухте. Эта победа имела решающее значение для всей русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В честь знаменательного события на месте встречи с посланцем, принесшим радостную весть, императрица повелела выстроить дворец.

Строительство дворца было доверено архитектору Ю.М. Фельтену. В то время в Европе господствовала мода на английскую готику, и потому при разработке проекта архитектор взял за образец средневековый английский замок Лонгфорд.

Рядом с дворцом была выстроена церковь, архитектура которой также была выдержана в готическом стиле. Церковь щедро декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками-пинаклями и зубчатым парапетом. Здание венчают пять миниатюрных куполов, барабаны которых также украшают пинакли.

24 июня 1780 года храм был торжественно освящен в ознаменование десятилетия Чесменской победы. Сначала дворец называли "Кикерики", но после освещения церкви и дворец, и храм стали называть Чесменскими.

В годы Второй мировой войны храм значительно пострадал, и только спустя почти тридцать лет, в 1970-х годах, начались работы по восстановлению церкви. В 1977 году в храме был открыт филиал Военно-морского музея "Чесменская победа".

С 1991 года церковь вновь стала действующей, в ней возобновились богослужения.

На территории церкви располагается небольшое кладбище. Сначала на нем хоронили ветеранов русской армии, живших в военной богадельне при Чесменском дворце. В середине 20 века все захоронения были уничтожены. Сейчас на этом месте покоятся воины, павшие в боях за оборону Ленинграда.

24

Акварель написал(а):

"Спас на Крови"

http://img-fotki.yandex.ru/get/5503/foviks21.9/0_58fff_e22a9f71_XL.jpg
«Своды храма Спаса-на-Крови» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (18-11-2011 15:30:44)

25

Акварель написал(а):

Мечеть

http://img-fotki.yandex.ru/get/1/75070428.19/0_75167_1c975c41_XL.jpg
«Мечеть» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (29-12-2011 16:00:10)

26

Акварель написал(а):

НИКОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР..

http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/foviks21.0/0_2b252_5d39a15a_XL.jpg
«Купола Никольского собора» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (18-11-2011 15:42:28)

27

Darling написал(а):

КАЗАНСКИЙ СОБОР

http://img-fotki.yandex.ru/get/4810/foviks21.c/0_5d7a0_d801926_XL.jpg
«Казанский.» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (18-11-2011 15:44:30)

28

интересные ракурсы... с детства знакомые места открываются по-новому)

29

Акварель написал(а):

Троице-Измайловский собор

http://img-fotki.yandex.ru/get/4508/foviks21.3/0_418b8_8b2929e1_XL.jpg
«Троицкий собор» на Яндекс.Фотках

http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/foviks21.0/0_2b253_b9a93ffb_XL.jpg
«купола Троицкого собора» на Яндекс.Фотках

http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/foviks21.6/0_44038_e0a54c2c_XL.jpg
«"Крылья" Троицкого собора» на Яндекс.Фотках

http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/foviks21.a/0_5a3c7_dc9d09bc_XL.jpg
«Купола Троицкого собора» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (18-11-2011 15:48:25)

30

Darling написал(а):

церковь Святой Екатерины

кажется я ходил сюда, но в бассейн...