Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ПРИТЧИ » ПЕТР И ФЕВРОНИЯ - покровители любви и семейного очага..


ПЕТР И ФЕВРОНИЯ - покровители любви и семейного очага..

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Мы уже как-то привыкли отмечать ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ  14 февраля.. но ведь это не наш, не православный праздник!

В православии тоже есть покровители любви и семейного очага.
Это Петр и Феврония.
Их брак является образцом христианского супружества.
В России день святых Петра и Февронии празднуют 8 ИЮЛЯ, и его принято считать Днем семьи, любви и верности.

А возникновеию этого праздника послужила красивая история любви Петра и Февронии...

Эту  историю Людмилы Быченковой об удивительной женщине, с загадочным именем Феврония, я прочитала давно.. 
Постараюсь частями напечатать,чтобы познакомить и вас с ней..

Надеюсь, вам тоже будет интересно....)

2

Всю жизнь протопоп Ермолай писал про дела государственные.
Про смуты и войны, про боярскую "неправду" да про государя Ивана, прозванного в народе Грозным.
А у сердца грелась история, слышанная когда то в молодости и поразившая его.
История супругов.
Да ведь непривычно это для его сурового пера! 
Но все таки он записал эту историю.   
Начал так:
             ""Есть в Русской земле город, называется Муром.  Рассказали мне....""

3

А случилось в Муроме вот что.
Пришлось молодому князю Петру сразиться со Змием.  Тот, приняв  человечье обличье, ссоблазнял замужних женщин.
  Не спасовал князь, не дрогнули рука и сердце при виде чудища.. Отрубил Петр голову окаянную, но и сам здоровым не ушел. Брызнула на него ядовитая кровь и покрыла тело князя струпьями. Вот и послал Петр во все концы княжества "искати врачев".
     Один из посыльных завернул в деревню Ласково. Подъехал к дому - никого не видно. Взошел на крыльцо и видит: сидит девушка за ткацким станком. Взглянула на гостя и говорит: " Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз..."
     Стоит князев посланец, только глазами хлопает. А девушка улыбается: "Али не понял моих слов? Был бы на дворе пес, почуял бы тебя издали, залаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме дитя росло, увидело бы,  как ты через двор шел, меня предупредило бы: вот бы и дом был с глазами"
     Да, не проста девица. 
" А не возьмешься ли, - говорит дружинник,  - вылечить нашего князя?"
Услышал ответ - чуть дар речи не потерял: " вылечу. Только пусть приедет с сердцем чистым и невысокомерным. И даст обещание жениться на мне".

4

Спасибо протопопу Ермолаю: со страниц его "Повести о Петре и Февронии" глянули на нас из бездны веков живые человеческие лица. Кто благонравный, кто охальник, кто мудр и находчив, а кто "тужик", не быстрой сметки, кто себе на уме, кто простодушен - все разные.  Еще со школьной скамьи камнем падает в память:  "Мамай - Батый", плач Ярославны, битвы - побоища, стрелы - копья.  И все это, как правило, остается неразличимо, без цвета и звука, без "прямой речи", личного знакомства. Ипотом, во взрослой жизни, уже ни времени, ни сил нет разобраться, вглядеться: что там позади нас?  Быльем поросло, а если и было, то каким  боком нас - то касается, сегодняшних?....

          А объяснила Феврония свое условие очень просто:  вылечить Петра может лишь тот, для кого дороже князя никого нет. И справедливость своих слов, бескорыстие, чистоту помыслов "крестьянка - княгиня" подтвердила жизнью.....

.....продолжение следует.....

5

Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Иконография святой Мелангеллы Уэльской (VI век, память 17/30 мая) включает изображение спасенного от охотников зайца. В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" - экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). Сходство зайца с агнцем отмечено и в русском фольклоре, где заяц именуется "лесным барашком". Правда, в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота.

6

Спасибо Володя...)))))

7

.......продолжение........

Поначалу, разумеется, князь Петр подивился дерзости деревенской девченки. Да делать нечего - помирать неохота. Но чтобы поставить лекариху на место, послал ей кусочек льна и потребовал, чтобы выткала она из него рубаху.
А Феврония отвечает:
                       " Добро, князь! Только вот тебе щепочка. Сделай мне из нее ткацкий    станок, чтобы было на чем тебе рубаху ткать."
      Тут бы князю и сообразить, что не перехитрить, "не переклюкать", как говорили раньше, ему девушку. Да куда там!! Как только раны стали затягиваться, решил он откупиться от Февронии богатыми дарами..
      Само собой, такой поступок едва ли его украшает.  Но, с другой стороны: что за девченка в жены набивается?  Что ею движет?  Наверное, корысть? А что проку в такой жене, даже если и умом взяла?
Вот и увертывался Петр, сам того не зная, от своего счастья..

8

А Феврония недаром в веках осталась символом женского умения "где ласкою, где таскою" добиться своего.
Смазала она снадобьем раны князя, да только не все...     Снова расхворался Петр. Делать нечего.  Надо идти к Февронии с повинной. 
А она и виду не подала, что обиделась, торжества своего взглядом не выдала...

Нет, не похожа эта история на другие, где идеальные герои играют в  идеальную любовь!   Скорее притча о неразгаданном женском колдовстве, способном исправить горбатого, увидеть золотинку в куче хлама, добыть ее, заставить засиять.  Сколько же этих "колдуний", упорно не желающих видеть очевидное и в конце концов  творящих чудеса!...

9

........ Оно и сейчас стоит на берегу Оки, родное село Февронии - Ласково.
     Здесь родился сказ о крестьянке, ставшей княгиней.....

   Лет через 300 его услыхал протопоп Ермолай. И немудрено. Небыло  , наверное, на Руси героев, любимей и популярней, чем Петр и Феврония. Легко представить, с какой ехидцею горожанки и селянки по всем российским весям напоминали "сильной половине", как "переклюкала" их "наша сестра": знайте, мол, с кем тягаетесь.

Но интересно то, что в самом Ласкове поначалу вовсе не считали Февронию личностью выдающейся. Скорее наоборот.  По местной легенде, была она здесь вроде  Иванушки- дурачка женского рода. Речей ее странных никто не понимал. Поступки ее вызывали насмешки.  К тому же была она вековухой, безо всяких видов на будущее. А тут нА тебе, говорит: " В Петров день князь  за мной приедет. Венчаться повезет. Да только снег выпадет, так что в церковь- то на санях поедем".
"Батюшки, - стонала деревня, - на Петров день, посередь лета,  да на санях! С князем! Во дурища!! "
     А когда все свершилось, как Феврония говорила, так и языки прикусили.
  С тех пор в день венчания Петра и Февронии местные жители крестные ходы устраивали. Обо всем этом и так и эдак думать можно. Однако ясно, что натурам ярким, ни на кого не похожим, "чудикам", одним словом, во все века несладко приходилось........

Однако счастливой свадьбой, как можно было ожидать, здесь дело не кончилось....
Опять же не по сказочному, а как в жизни, когда все проблемы после криков "Горько!"только начинаются..
У Февронии, как только она объявилась законной княжеской супругой в Муроме-граде, тоже так получилось.......

............продолжение подождите..........

10

Не понравилось боярам, что посадил князь над ними простую крестьянку.  Стали ему нашептывать, что, мол, за мужичка у нас княгиня: после обеда собрала крошки - и в рот. Голодная, что ли?. Не понятен им был крестьянский обычай не обронить самой малости заработанного тяжким трудом.
   Княжеская гордость Петра взыграла. Стал он присматривать за Февронией во время обеда. Она и впрямь что-то в кулачок зажала. Распрямил князь жене ладонь, а там кусочки благоуханного ладана. Стало стыдно Петру, и уж больше никогда не подвергал он сомнению слово и дело княгинюшки.
   Бояре, однако, не успокоились. Если хочешь,- говорят,- остаться на княжьем столе, возьми другую княгиню. Стало о том известно Февронии. Но ни слова она не возразила на их речи неправые. Согласилась оставить Муром, однако при условии, что отдадут ей бояре самое дорогое. И попросила она...князя Петра, мужа любимого.
   Только и князь Петр на этот раз остался на высоте положения: коли так, то и ему не нужно ни власти, ни богатства без милой жены. Сели они на корабль и поплыли по Оке куда глаза глядят......

11

Однако не все мужи тех былинных лет, как, может быть,и наши, выносили такие добрые чувства из опыта супружества. Опыт общения с прекрасной половиной человечества порою был горек. Так, наверное,и возникла в 16 веке *Беседа отца с сыном о женской злобе* - целый сборник нравоучительных историй, посвященных  *женскому вопросу*. Автор этого труда неизвестен, но,кажется, он и постарался остаться таковым, боясь насмешек мужчин и хулы женщин, показанных им в весьма неприглядном виде. Скопище слабостей и пороков - вот что такое, по его представлению, женщина: "....образом, яко девица, а нравом истинная блудница..", "подобна жабе и черепахе", "коза неистовая"...
    Ожесточение против прекрасного пола подсказывает ему не лишенные некой доли истины доводы: "хощет...жена, чтобы ее хвалили  и любили, аще ли же иную похвалят, то она возненавидит и вменяет в недружбу..."
  И многократно повторенный всеми последующими женоненавистниками упрек в привычке подолгу *в зеркало взирати* кажется безобидным по сравнению с обвинением в страсти украшать *телеса свои, а не душу*. Печаль же есть мужу - злая жена, не женися- не будет печали, - советует отец сыну и заканчивает на пронзительной ноте: - ...зла злее злая жена!*

Нам неизвестно, послушал ли юноша наказ своего отца *бежать и не озираться красот женских*. Едва ли... Ведь издавна было широко известно другое, выстраданное убеждение, что добрая жена *дороже камня драгоценного*. И доказательства тому передавались не только изустно, но оставались на страницах летописей, которые и сегодня воскрешают для нас почти идеальный образ преданной супруги, доброй матери.

12

Вот и князя спасает верная жена. Покинув Муром, плывут они на корабле, и предается Петр глубокой тоске. Как жить? Где голову преклонить?? Казалось бы, эти вопросы, заливаясь слезами, должна была задавать жена. Но древний книжник Ермолай, может быть, сам того не осознавая,  рисует нам *семейный расклад*, видимо, справедливый на все времена.  Никогда , наверное, женщина не могла позволить себе украситься тем, что, как говорят, ей очень идет,- слабостью. Тут вопрос стоит так: или *украшение*, или дом, семья. Февронии вроде было легче: она все же умела творить чудеса. Но многие из наших современниц делают эти чудеса из последних, никогда не кончающихся сил, нервов, недосыпа, в сплошной, необрывающейся цепи преодолений. И она, голубушка, еще и женщиной умудряется выглядеть. Отчего же, скажите, отцу семейства, несмотря на все парламентские прогнозы, не прийти к выводу, что концом света еще не пахнет?

Есть мужская способность к героизму, спрессованная в мгновение, и есть женское самопожертвование, раздробленное на десятки тысяч обыкновенных будничных дней. Ведь и Феврония, может быть,  полюбила своего Петра за ту неоглядность, с которой он вступил в смертельную схватку со Змием, повинуясь мужскому долгу.

13

А Петр? Он и не заметил, как *забрала его в полон* Феврония. Не сразу и не вдруг почуял он в ней то,чего ему самому недоставало: доброту, терпеливую и мудрую снисходительность к людским слабостям, умение отличать главное в жизни от суетливого и мелкого. Спокойно и благородно уходит Феврония из Мурома.  Разве это не урок и князю?  Что такое власть, богатство перед душевным непокоем. И в том, какое решение принимает сам князь, не желая расставаться с женой, видно, как его самого изменила любовь к Февронии, сознание ее нравственного превосходства. В конце-то повести Петр уже не тот самонадеянный и высокомерный боярин, что задумал поставить на свое место деревенскую девченку.

14

Вот и опять права оказалась Феврония, утешая мужа, вселяя в него веру, что все образуется. И действительно, образовалось. Без них, добрых правителей Мурома, пошли в городе распри да бесчинства. Бросились бояре вслед за Петром и его женой. В пояс поклонились: не попомните зла говорят, вернитесь....

*И вернулись князь Петр и княгиня Феврония в Муром. Правили они в городе своем по законам Божиим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать. Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам....   Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью. Странствующих принимали, голодных кормили, нищих одевали, несчастных от гонений избавляли*,- рассказывает книжник Ермолай, все время упорно давая понять, что доля государевых забот ложилась и на княгиню. Пожалуй, даже немалая доля. Так и представляется: держа речь перед народом, князь то и дело косил глазом на княгинюшку: то ли говорю??

А когда подошла старость, решили Петр и Феврония удалиться в монастырь. И, предчувствуя скорую кончину, сделали себе в городском соборе каменную гробницу.

15

Разумеется, о повести протоппа Ермолая, о легенде, до сих пор витающей над селом Ласково, велись споры. Было?? Не было?? Ворошили старинные документы и летописи - нет среди муромских князей человека по имени Петр. Но вот что обнаружилось. С 1204 года правил Муромом, одним из древнейших на Руси городов, князь Давид Юрьевич. Умер он в 1228 году. Казалось бы, все это не имеет отношения к нашей истории, но известно, что перед смертью постригся этот князь в монахи и принял имя Петра. И уж доподлинно известно, что княжескую жену звали Февронией. И вот загадка: а не решил ли сам протопоп Ермолай, понимая, сколь не идеальна *княжеская личность*, *зашифровать* его, спасая от осуждения потомков? Да и книга то его писалась совсем не о  князе....

В монастыре никогда не сидевшая сложа руки Феврония, трудилась над вышивкой. Вдруг получает весть от Петра, что чует он близкую кончину и ждет жену, чтобы покинуть мир. Феврония попросила его подождать, пока она закончит работу. А Петр и во второй, и в третий раз шлет гонцов. Попечалилась она, воткнула в ткань иглу, замотала вокруг нитку и послала сказать мужу, что и она готова.

*В пятницу 20 июня отдали они оба души Богу* После их кончины решили положить тело князя Петра В Муромском соборе, а Февронию похоронить в загородном монастыре. Рассудили так, что нельзя мужу и жене в одном гробу лежать, если они монахи.  А может, просто старое недоброжелательство к *незаконной*  княгине о себе напомнило? Бог весть.. Но только закончиться этим история Петра и Февронии, конечно, не могла. Вот что рассказывает протопоп Ермолай:  *Но на другой день утром увидели, что отдельные их гробницы пусты, а святые тела князя и княгини покоятся в той общей каменной гробнице, которую они велели сделать для себя перед смертью. И те же неразумные люди, что пытались при жизни разлучить их, нарушили их покой после смерти: они снова перенесли святые тела в особые гробницы. И на третье утро увидели опять тела князя и княгини в общей гробнице. После этого уже не смели трогать их святые тела, и так и остались они в соборной церкви Рождества пресвятой Богородицы, где сами велели себя похоронить*

Православная церковь причислила муромских супругов к лику святых. и сам Иван Грозный приходил поклониться их праху.  Это уж точно известно, из *официальных источников*....

16

Вот пожалуй и все о женщине с загадочным именем Феврония. Как давно это было! И как все с тех пор изменилось. Изменилось все.  Кроме одного - самого человека, по прежнему живущего надеждой обрести рядом с собой живую душу, способную любить...

автор Людмила Быченкова.

17

Уехал из Мурома буквально два дня назад. Хорошо, что начинает возрождаться уважительное отношение к семье. Примерно такую же историю слышал и там. В Муроме, кстати, храмов и монастырей не меньше, чем в Тутаеве, :) хотя городок и небольшой.

Неудивительно, что и Илья Муромец из этих же краев, правда не все с этим согласны (мощи его в Киево-Печерской лавре).

18

Сергей написал(а):

Хорошо, что начинает возрождаться уважительное отношение к семье.

Так хочется в это верить..)) Без семьи мы никто)))

А в Муром надо съездить))

19

Сергей написал(а):

В Муроме, кстати, храмов и монастырей не меньше, чем в Тутаеве,  хотя городок и небольшой.

Да, интересно было бы посетить. Но несколько далеко от моих "проторенных" троп. Буду "следить" за публикациями на эту тему!
http://s45.radikal.ru/i108/1102/66/dac77d8fa565.jpg

20

Suntos написал(а):

несколько далеко от моих "проторенных" троп.

Александр, надо собраться и начать осваивать новые тропы..))))..

21

Людмила написал(а):

надо собраться и начать осваивать новые тропы..))))..

Легко сказать! А собраться и поехать... Но идея хорошая!
http://s44.radikal.ru/i103/1102/24/15322fd4952e.jpg
Тропы возможно будут!


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ПРИТЧИ » ПЕТР И ФЕВРОНИЯ - покровители любви и семейного очага..