НЕИЗВЕСТНЫЙ НИЕН
В археологическом отношении Петербург и ближайшие окрестности представляют собой "белое пятно".Кроме эпизодических раскопок в Летнем саду,на Марсовом поле,в Петропавловской крепости,на Дворцовой и Троицкой площадях,жители "культурной столицы России" не могут ни чем похвастаться.Были ещё правда случайные находки стоянок времён неолита при прокладке метро.Но случайность есть случайность.Так что,когда мы ходим по улицам родного города, у нас под ногамилежит неизвестный Петербург.
В древнерусских же городах археологические раскопки регулярны, и ,проходят к примеру, по Октябрьскому проспекту в Пскове,мы вполне можем предположить, что лежит под асфальтом.
Конечно,уважающий себя петербуржец знает или делает вид,что слышал, о шведской крепости Ниеншанц,стоящей на мысу при слиянии рек Невы и Охты.Однако,что представлял из себя Ниеншанц, из чего были сделаны его укрепления,сколько домов было в этом городке, когда он возник и что его окружало? Рядовой современный горожанин вряд ли об этом расскажет.
Но что всё же нашли рабочие в изуродованной церкви на задворка нынешнего тубдиспансера Калининского района, распологающегося по адресу Свердловская набережная,дом 40?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории старого питерского предместья Полюстрово.В 1698 году, за два года до начала Северной войны, шведский генерал барн Абрагам Крониорт,живший тогда в городе Ниен(Ниеншанц),составил план местности от реки Охты до дельты Невы.На том месте, где сейчас распологается дом под номером 40, на плане шведского генерала обозначена мыза(имение),принадлежавшая шведскому офицеру из гарнизона Ниеншанц.К территории мызы примыкал госпиталь для престарелых солдат.
Вообще,местность,примыкавшая к шведской крепости, была густо населена..В самом городке проживало две тысячи человек и насчитывалось 400 домов.Около двух тысяч жителей проживало в деревнях, тянувшихся от Ниеншанца до шведской мызы и распологавшихся по линиям современных Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов. Ниже по течению Невы,там.где сейчас стоят корпуса Ленинградского металлического завода, находился шведский военный лагерь, в котором, судя по трём флажкам, обозначенным на плане, стояло три полка шведской армии.Но нас сейчас интересует территория мызы шведского офицера.
Продолжение следует.......