Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ... » ИМЕНА и НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ


ИМЕНА и НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Май

1 мая: день памяти святителя Космы-исповедника.
Начало посадки разных овощей: "Сей морковь и свеклу на Кузьму".

2 мая: день памяти Иоанна Ветхопещерника.
На Ветхопещерника было принято обновлять новину (новый холст) - расстилали холсты, приговариявая: "Вот тебе, матушка Весна, новая новина!"

3 мая: день памяти преподобного Феодора Трихины.
На Феодора покойники тоскуют по земле. Ходили на погост, причитали или окликали родителей.

5 мая: день памяти преподобного Виталия .
Считается, что преподобный Виталий помогает преодолеть плотскую страсть. Для этого надо было отслужить молебен преподобному Виталию. А если муж (жена) загулял, надо было читать молитву-заговор: "Месяц ты красный! Звезды вы ясные! Солнышко ты привольное! Сойдите и уймите раба Божьего (имя)".

6 мая: день памяти святого Георгия. Великомученика Георгия Победоносца. Юрьев день.
На этот день приходится очень много примет и поверий. Считалось, что на Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Юрий считался праздником пастухов: их одаривали и кормили в поле мирскою яичницей, окачивали водой, чтобы все лето не дремали. В этот день выгоняли первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресенья. Магическими обрядами в этот день обставлялись выгон скота на пастбище и полевые работы. Скот окуривали дымом можжевельника, произносили заклинания, обращенные к солнцу и луне, с просьбой охранить скот "от стрелы вогненной, от зверя бегущего, от гада ползучего, от змеи попелухи, от злых духов". Хозяйки ребятам за это давали гостинцы, кому что, пастуху - моленик (каравай), а крохи - скоту. Кормили коней крестами, испеченными в Крещенье. Юрьева роса считалась целебной - верили, что она помогает от сглаза и семи недугов, катались (валялись) по нивам, по росе. Говорили: «Будь здоров, как Юрьева роса!». Также считалось, что Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользовались злые знахари.
Если в этот день дождь - скоту легкий год; снег (крупа) - урожай на гречу, а если дождь - гречи нерод; мороз - будет просо и овес, греча хороша; коли березовый лист в полушку, то к Успенью (28 августа) - клади хлеб в кадушку; тепло - то Никола вешний (травный день, 22 мая) - с кормом, а если с водой (росой), то через полмесяца с травой. В этот день вывешивали на дворе влажное полотенце: если за ночь высохнет - долго не будет инеев, а если замерзнет - будут заморозки в августе.

7 мая: день памяти мученика Саввы Стратилата.
Если урожай сморчков, крупные почки на осине, хорошая завязь орехов - к урожаю проса.

8 мая: день памяти апостола и евангелиста Марка.
Если осина в сережках, то будет урожай на овес. Если на Марка небо ярко - бабам в избе жарко. Если пташки летят на конопляник-будет урожай конопли.

9 мая: день памяти святителя Стефана Великопермского.
Если лист березы развернулся полностью - можно сажать картофель.
11 мая: день памяти апостола Иасона и мученика Максима.
На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. Теплый (южный) ветер в этот день приносит здоровье.

13 мая: день памяти апостола Иакова Зеведеева.
Теплый вечер на святого апостола Иакова и звездная ночь - к урожаю, лето будет теплое, с изобильным плодородием. Если ясный восход солнца - погожее лето.
Поверье: в этот день не выезжают в путь, не искупавшись в мартовской снежной воде. Отправляясь в дорогу, поселяне нашептывали специальную молитву, охраняющую их от всех бед в пути. Например: "Шел Иисус Христос с небес, нес Евангелие и Крест. Шел из дома до дома, стоит купорестная древа, в древе Божия Мать спала и кочевала и мертвое тело собирала. Кто эту молитву читает - век счастливый бывает. Эта молитва от огня, от воды, от зверей, от злых людей. Аминь!" Или: "Огради мя. Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла".

14 мая: день памяти пророка Иеремии.
На Еремея начинали и кончали посев Если в этот день хорошая погода, то и уборка хлеба удастся на славу. Если непогода - всю зиму промаешься. Если солнце всходит ясно - все лето будет красное, погожее.

15 мая: день памяти святых Бориса и Глеба.
В этот день торговцы старались продать что-нибудь выгодно, чтобы весь год торговать с барышом. Идя на рынок, надо было наговорить мед, умываться тем медом и приговаривать: "Как пчелы ярые роятся да слетаются, так бы и к нам покупатели сходились".

16 мая: день памяти мученицы Мавры.
В этот день из свежего щавеля, крапивы и другой зелени варят зеленые щи.

18 мая: день памяти великомученицы Ирины.
Рассаживали рассаду капусты, приговаривая: "Не будь голенаста, будь пузаста! Не будь пустая, будь тугая! Не будь красна, будь вкусна! Не будь стара, будь молода! Не будь мала, будь велика!". Поливая после высадки капустную рассаду, примечали: если рассада пьет много поливки - к сухому покосу, а если не вбирает поливку, то покос будет мокрым. В этот день также выжигали покосы, луга (старую траву).

19 мая: день памяти праведного Иова многострадального.
В этот день сеяли огурцы и горох, приговаривая: "Сею, сею бел горох! Уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам-тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!". А чтобы большие огурцы родились - зарывали на грядке пест (предмет, которым толкут зерна в ступе). Примета на этот день: если большая роса - к урожаю огурцов, если ясный день - тоже.
21 мая: день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В этот день пекли пшеничные обетные пироги и угощали ими странников и нищих. Делалось это так. Старики для встречи прохожего человека выходили на большие дороги и перекрестки. Считалось худой приметой, когда старик возвращался назад с пирогом. С отчаянием встречали его домочадцы. До обетного пирога никто не касался, его отдавали птицам на съеденье, а тоскующий старик произносил над обетным пирогом: "Прогневил я Господа Создателя при старости лет: не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить горемычного, при истоме усладить мне старого старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир Божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб приниматься!" Примечали: если день с дождем - гриб пойдет полками.

22 мая: день святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
Праздник Николы вешнего связывался с весенним севом и переводом скота и лошадей на подножный корм. Выгоняли лошадей на починки, на пашницу, на ночной подножный корм, ребята праздновали ночь с лошадьми в поле. В Белоруссии этот день считался праздником конюхов.
Считалось, что Николай-чудотворец помогает "в заботе пристроить в замужество дочерей", а также помогает утопающим в море, выводит из плена и заточения. В этой связи надо было отслужить молебен Николаю Угоднику. А чтобы не попасть в плен и заточение и вообще, чтобы все задуманное сбылось, чтобы в пути было все благополучно, надо было носить при себе высушенный корешок белой лилии-кувшинки, которая растет в омутах, укромных заводях, и нашептать заговор: "Одолень-трава! Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дальние места, по утренним и вечерним зарям. Утираюсь солнцем, облекаюсь облаками. Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не мыслили, скверного не думали, отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне (или: рабу Божьему (имя) горы высокие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды, одолей любовь. Аминь!"

23 мая: день памяти апостола Симона Зилота.
В этот день копают коренья для зелья, собирают травы. Поверье: на Симона Зилота земля именинница: грех пахать. Сей пшеницу на Симона Зилота - родится, аки золото.

24 мая: день памяти священномученика Мокия.
Если туман и багряный восход солнца, а днем дождь - будет лето мокрое и грозовое.

25 мая: день памяти святителя Епифания Кипрского.
Если утро в красном кафтане - к пожарному лету.

26 мая: день памяти мученицы Гликерии.
Начинается сбор лекарственных трав. Появление комаров. Примечали: крупный комар - к доброму году.

27 мая: день памяти блаженного Исидора и мученика Исидора.
Если в этот день будет сиверко (северный ветер) - ожидай лета холодного. На Сидора первый посев льна, также сажали огурцы.

28 мая: день памяти преподобного Пахомия Великого.
Если на Пахомия тепло - все лето теплое. Поздний посев овса и пшеницы. Комара нет в этот день - овса и трав не будет. Много комаров - быть хорошему овсу. Рябина цветет рясно - много овса будет. Земляника красна - не сей овса напрасно.

29 мая: день памяти преподобного Феодора Освященного.
Если зацвела рябина - наступит тепло. Рябина красна - зима опасна. В этот день сеяли ячмень. Примечали: если много шишек на ольхе - к урожаю ячменя; ячмень, посеянный при западном и юго-западном ветре, плох и мал.

31 мая: день памяти мученика Феодота Анкирского.
Коли на святого Федота на дубу макушка с опушкой - будешь мерить овес кадушкой. Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.

2

а че,в августе нет имен?
вот недавно яблочный спас был...правда имени кого не знаю:)

3

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА
18-06-2008 @ 00:10
Тема: Имена
В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой так называемые двухосновные, или сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имен, как правило, были -слав 'славный' (Ярослав 'сильный и славный'), -мир, от -мър 'большой, славный' (Остромир 'острый и славный'), или -волод 'владеющий, богатый' (Всеволод 'все и владеющий').

К славянским именам прибавилось несколько скандинавских имен(1) , привнесенных в период язычества викингами-завоевателями, как, например, Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi 'святой'), Игорь (Ingvar 'молодой'), Глеб (Gudlleifr, эквивалент нем. Gottlieb, Рогволод (Rag (n) valdr).

Единственным языческим именем тюркского происхождения было, вероятно, имя Борис, от протоболгарского Богорис, если это не аббревиатура имени Борислав.

После христианизации Руси в 988 г. каждый восточный славянин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Однако эти имена не славянского, а греческого происхождения. К восточным славянам они пришли из Византии через Болгарию, где христианство было принято еще раньше, в 865 г. Македонский диалект болгарского языка, возведенный в IX в. святыми Кириллом и Мефодием в ранг языка церковного ритуала, стал с этого времени языком религии всех православных славян. Этот язык известен как старославянский, а примерно с XII в.— как церковнославянский. Таким образом, византийские имена, которые могли быть греческого, древнееврейского или латинского происхождения, распространились в церковнославянской форме среди восточных славян(2). Большинство крестильных имен распространялось также в народной, мирской форме, которая слабо отличалась от официальной церковнославянской. Эта народная форма, обязанная своим возникновением либо а) естественному искажению официальной формы восточными славянами, либо б) прямому заимствованию разговорной болгарской формы (которая сама основывалась на разговорной средневековой греческой форме), избежала вмешательства церкви и ее языкового посредника — церковнославянского языка. Имя, данное при крещении, обозначалось в древнерусском словом имя.

Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, тем не менее удерживалась вплоть до XVII в. В древнерусском для обозначения внутрисемейных обиходных прозваний сначала использовалось выражение мирское имя в противоположность слову имя, обозначавшему подлинное имя, полученное при крещении. Но вскоре термин мирское имя был вытеснен термином прозвище. Другие древнерусские термины, например, прозвание или прирок, употреблялись довольно редко.

В ономастических и исторических работах часто встречается термин некалендарное имя. Он означает имя, которое нельзя найти в церковном календаре, где значились лишь христианские имена, то есть имена святых православной церкви. Естественно, в древнюю эпоху этот термин никогда не использовался русскими. Первым текстом, о котором достоверно известно, что он был написан на Руси, было Евангелие, переписанное в 1056—1057 гг. для новгородского посадника, который в приписке был обозначен в крьщении Иосиф, а мирьскы Остромиръ. Если крестильное имя было обязательным, поскольку крестили каждого ребенка, то прозвище не являлось обязательным, и форма его полностью зависела от родителей. И все же большинство детей нарекалось, по-видимому, двумя именами. В тех случаях, когда оба имени соотносились с одним лицом, первым всегда называлось крестильное(3)

После XVII в. прозвища в России уже не сохранились. За немногими исключениями исчезли также древние языческие славянские и скандинавские имена. Эти имена могли стать крестильными только в том случае, если принадлежали святым, признанным православной церковью. В XI—XII вв. к лику святых было причислено несколько князей. Все они были канонизированы под христианскими, то есть греческими именами: Владимир как Василий, Борис как Роман, Глеб как Давид (все трое умерли в 1015 г.), Всеволод как Гавриил (умер в 1138 г.), Игорь как Георгий (умер в 1147 г.). Любопытно, однако, что их христианские имена были забыты, и сейчас они известны как святые только под языческими именами. Произошло это довольно скоро. Уже в середине XI в. св. Владимир/Василий приводится церковью как Владимир. У великого князя смоленского Мстислава Романовича (ум. в 1223 г.) было христианское имя Борис.

Позже церковь признала и четыре других славянских имени — Ярослав, Мстислав, Ростислав и Святослав, хотя эти имена никогда не давались святым даже в качестве второго имени. Впоследствии еще два имени были приняты церковью: одно славянское — Вячеслав, русский эквивалент имени чешского святого Х в. Вацлава (Vaclav, Venceslas), и одно скандинавское — Олег, хотя никогда не было святого с таким именем. Кроме этих исключений, вся русская официальная роспись имен была церковнославянской, то есть византийско-греческой по происхождению.(4)

В России долгое время имя человеку могла дать только церковь, лишь в 1905 г. эта прерогатива церкви была несколько ослаблена. С 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений. Но этот последний период уже не имеет отношения к становлению русских фамилий.

Дохристианские славянские двухосновные имена, фигурировавшие в ранний период русской истории, после принятия христианства стали употребляться параллельно. Этот тип имен за редким исключением имел отношение только к князьям, и поэтому часто назывался княжое имя. Та же судьба оказалась и у нескольких скандинавских имен. В целом же в XIV в. ни одна из этих категорий не сохранилась.

Уменьшительные формы древнеславянских имен, например, Добрыня, Добрило (от Доброслав или Доброгость), Путило (от Путислав), Жидята (от Жидислав) и т.д., имели, по-видимому, большую популярность и соответственно шире использовались, чем полные имена. Они в значительной мере сохранились, объединившись с одноосновными именами, представленными широким рядом нарицательных существительных и прилагательных, запас которых всегда неисчерпаем. Использование этих вторых имен позволяло выделить индивида в постоянно растущей массе носителей одинаковых крестильных имен из-за ограниченного числа последних.

Вторым именем могло стать прозвище, данное не только родителями, но и соседями или даже индивидом самому себе. Существенное различие между крестильными и всеми другими именами состоит в том, что крестильное имя служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Это имя присваивалось ему священником во время официальной церемонии крещения. Прочие имена давались уже неофициально, без церемоний, либо родителями, либо соседями(6). Крестильные имена были обязательны и численно ограничены, тогда как остальные имена основывались лишь на традиции и число их практически могло быть безграничным. Среди последних могут быть четко выделены две группы: имена по профессии и по месту жительства. Все прочие имена такого типа определяются в настоящей книге как прозвища, причем в этот термин вкладывается скорее негативный смысл. Конечно, в широком смысле любое некрестильное имя может рассматриваться как прозвище, но в данной книге оно ограничено указанным выше значением.

Итак, согласно древнерусскому традиционному способу именования, почти у каждого русского могло быть два имени — крестильное и/или второе имя, которое могло быть самого разного происхождения, а по форме — существительным или прилагательным.

Однако более специфическая система именования получалась путем добавления имени отца, то есть патронима, к христианскому (крестильному) имени или ко второму имени, либо к тому и другому вместе.

4

Очень интересно!!!


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ... » ИМЕНА и НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ