В Западной Европе в XIV в. распространилась мода на ароматы, а вместе с ней и на небольшие букетики из пахнущих цветов.
Бутоньерки из фиалок или других цветов женщины прикалывали к корсажу, а мужчины вдевали в петлицу.
В это же время цветы начинают появляться и в изобразительном искусстве.
Так, уже в работе Симоне Мартини “Благовещение”(Флоренция, Уффици),
относящейся к 1333 г., рядом с фигурой девы Марии изображены белые лилии в вазе.
В картинах мастеров эпохи Возрождения цветы встречаются довольно часто.
Художники как бы заново увидели всю красоту окружающего мира.
Цветы, сады, парки стали составной частью быта.
Именно тогда в живописи возникло новое направление – изображение живых цветов в вазах.
Эта разновидность натюрморта в Голландии получила более точное название – Шеуеп
(тихая, или остановившаяся, замершая жизнь),
ведь изображала она не мертвую, а живую природу.
Среди голландских и фламандских мастеров XVI-XVII веков прежде всего следует вспомнить представителей семьи Брейгелей.
Картинами, изображающими цветы в вазах, прославился Ян Брейгель, получивший прозвище Бархатного, или Цветочного.
Традиции были продолжены его сыновьями – Яном Брейгелем-младшим и Амброзиусом, а затем внуком Абрахамом.
Сохранилось немало картин и других выдающихся живописцев этого жанра – Бальтазара ван дер Аста, Яна ван Хей-сума, Абрахама Миньона, Яна Давидса де Хема.
На их картинах изображены самые разнообразные цветы – очень популярные в то время ирисы, нарциссы, махровый шиповник, тацетты, аквилегия, тюльпаны, анемоны.