Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



АРХИТЕКТОРЫ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Монферран Огюст
                                                           23 января 1786 года - 28 июня 1858 году

                                                                     

Монферран - выдающийся архитектор первой половины 19-го столетия. Как справедливо замечают некоторые исследователи, если бы он ничего не построил, кроме собора и Александровской колонны, имя его вошло бы в золотой фонд мирового зодчества. Однако Монферран был автором еще целого ряда интереснейших произведений архитектуры как в Петербурге, так и в других городах России.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года во Франции в Шайо, предместье Парижа. Отец его был учителем верховой езды, потом директором Королевской академии в Лионе. Дед Монферрана Леже Рикар - инженер, строитель мостов. Мать будущего архитектора Мария Франсуаза Луиза Фиотьони, итальянка, была дочерью торговца.
1 октября 1806 года Огюст поступил в Королевскую специальную школу архитектуры. Однако занятия там совпали с началом наполеоновских войн. Монферран был призван в конногвардейский полк, направленный в Италию для охраны завоеванных территорий.
В том же году после участия в бою он получил чин сержанта, был ранен в бедро и голову и, оставив службу в армии в 1807 году, возвратился в Школу архитектуры. В последние годы учения служил в ведомстве генерального инспектора архитектуры города Парижа Ж. Молино. После окончания Школы архитектуры Монферран в 1813 году вновь надел военный мундир и, сформировав роту, присоединился к армии под Дрезденом. Отличившись в сражении при Арно, Монферран был награжден орденом Почетного легиона и получил чин старшего квартирмейстера.
После отречения Наполеона в апреле 1814 году Монферран оставляет армию, возвращается в Париж и снова работает у Молино, ведя наблюдение за строительными работами. Военная служба дала Монферрану жизненный опыт, умение находить выход из трудных ситуаций, воспитала чувство ответственности. Практика у архитектора Молино позволила ему ближе познакомиться с методами строительства. Известно, что перед отъездом в Россию Монферран принимал участие в строительстве церкви Ла Мадлен в Париже.
К тридцати годам процесс формирования художественных идеалов Монферрана завершился, а он еще ничего не построил по собственным проектам. Озабоченный этими мыслями, он в 1814 году воспользовался пребыванием в Париже Александра I и поднес ему папку своих проектов.
Монферран понравился императору и в 1816 году был приглашен в Петербург. В русской архитектуре тогда начинался завершающий этап развития классицизма.

--------------------------------------------------------------------------------

Отредактировано Акварель (21-03-2007 18:35:54)

2

Франческо-Бартоломео Растрелли. (Варфоломей Варфоломеевич)
(1700 — 1771)
Архитектор

             Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын архитектора и скульптора Карла-Бартоломео Растрелли учился у отца. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. С 1722 года начал работать самостоятельно как архитектор. В период с 1722 по 1730 годы дважды ездил в Италию и Францию совершенствоваться в архитектурном деле (один раз на 5 лет). Выполнял частные заказы в Санкт-Петербурге и Москве. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году стал ее любимым придворным архитектором. Генерал - майор, кавалер ордена Святой Анны, академик архитектуры (1770). Имел учеников и последователей. С воцарением императрицы Екатерины II в 1762 году Ф. -Б. Растрелли временно вышел в отставку, в 1763 году был уволен окончательно и уехал в Швейцарию.

Архитектора часто называют мастером "елизаветинского барокко". Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).

С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. -Б. Растрелли возглавлял строительство царскосельской резиденции. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец. По его проекту в регулярной части Екатерининского парка были воздвигнуты павильоны "Эрмитаж" (1746-1752) и "Грот" (1755-1756). В 1754-1757 годах по чертежам и модели Ф.- Б. Растрелли в Екатерининском парке была построена Катальная горка, разобранная в 1792-1795 годах. На ее месте по проекту архитектора Л. Руска была построена Гранитная терраса, сохранившаяся и поныне.

В 1750-1752 годах в центре Зверинца, на месте которого была разбита пейзажная часть Александровского парка, по проекту Ф. -Б. Растрелли был построен павильон "Монбижу", на месте которого в начале XIX века по проекту А. Менеласа был сооружен Арсенал.

3

Харман(Герман) ван Болес

Харман ван Болес был  прославившимся голландским мастером, "разных художеств мастер" . Он не воздвигал по своим проектам пышных дворцов, любовавшихся на себя в сером зеркале петербургских рек и каналов, или высоких церквей, за которые цеплялись проплывающие в низком петербургском небе облака. Но почти к каждой крупной постройке, мосту и каналу приложил он свои умелые руки, более полувека строил, ремонтировал и поддерживал в порядке шпили, мосты и набережные. Уроженец Амстердама, ван Болес приехал в российскую столицу по контракту в 1711 году, когда ему было всего двадцать восемь лет.

Он проработал в Петербурге до самой смерти в 1764 году и все это время занимался столярным и плотничным делом, справлял купола, шпицы, подъемные и раздвижные мосты, водоливные машины, стропила на разных зданиях, водяные и ветряные мельницы, деревянные и каменные шлюзы.

Голландский мастер был большим специалистом по возведению куполов и шпилей. Его руками и под его руководством сооружены шпили на Исаакиевской и Симеоновской церквях, Конюшенном дворе, на Петропавловском соборе. "Ван Болес получил от Адмиралтейств-коллегии приказ: "Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери: Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством". Постройка мостов и укрепление берегов рек и каналов также проводилась под руководством этого великолепного мастера.

С деятельностью Ван Болеса связана одна из петербургских легенд: Прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль "Орел", построенный царем Алексеем Михайловичем. Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранится личная буссоль Петра I.

Действительно, что-то должно было служить моделью, образом или хотя бы воспоминанием при создании знаменитого кораблика. Его вместе с "яблоком" в 1719 году установил на шпиле Герман ван Болес. Это была первая постройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по собственноручным чертежам Петра I.

Затем будет перестройка, предпринятая И.Коробовым в 1723 году и А.Захаровым в 1829. Однако ни тот ни другой не посягнули на блестящую находку "шпичного и плотского мастера" ван Болеса. Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, его символ. Уже в то время начались разговоры о его прообразе, потому что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

4

ВОРОНИХИН, АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ (1759–1814)

Русский архитектор, один из основоположников русского ампира. Родился в селе Усолье (Пермская губерния) 17 (28) октября 1759 в семье крепостных; был, вероятно, побочным сыном графа А.С.Строганова; отпущен на волю в 1785. Учился в Москве у В.И.Баженова и М.Ф.Казакова (1775–1779). С 1779 жил в Петербурге. В 1784 путешествовал по России, исполнив цикл пейзажных акварелей и рисунков, в 1786–1790 – по Швейцарии и Франции; совершенствовал художественное образование в Париже, испытав влияние французских зачинателей ампира, в том числе К.Н.Леду.

Проектировал обычно не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности образов. По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803), где – среди добавлений Воронихина – особо примечателен Малый кабинет с застекленной экседрой, так называемый «Фонарик» (1805–1807).

Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт. Выдающийся и в градостроительном отношении Казанский собор (1801–1811) доминирует в застройке Невского проспекта – в месте его пересечения с каналом Грибоедова. За основу проекта был взят собор святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини (16–17 вв.), но Воронихин творчески развил римские ренессансно-барочные идеи, создав монументальный ансамбль (с увенчанной куполом полукруглой, открытой к проспекту коринфской колоннадой) совершенно иных пропорций и иной (гораздо более активно взаимодействующей с пространством города) планировки. Классицистическая строгость общего замысла сочетается здесь с триумфальной пышностью декоративного убранства. Новаторским является решение купола с внешней оболочкой, впервые в таком масштабе выполненной на чисто металлической основе. Горный институт (1806–1808) композиционно завершил набережную Васильевского острова со стороны моря. Воронихин объединил здесь уже существовавшие невысокие дома, добавив к ним небольшой корпус и величавый фасад с дорическим портиком, обращенный к Неве. И здесь, как и в Казанском соборе, важна роль синтеза архитектуры, скульптуры и орнамента, но в целом зданию присущ гораздо более суровый облик.

Член петербургской Академии художеств с 1797, Воронихин преподавал там с 1800, а с 1811 вел архитектурный класс.

Умер Воронихин в Петербурге 21 февраля (5 марта) 1814.

5

Баженов В.И., (1737-1799)

БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737-1799, Санкт-Петербург), архитектор, академик Академии Художеств (1765), член Российской академии (1784), действительный статский советник (1796). В 1756 прибыл в Санкт-Петербург, учился в Академической гимназии, состоял учеником архитектора С. И. Чевакинского на постройке Никольского Морского собора, в 1758-60 учился в архитектурном  классе Академии Художеств. В 1760-64 продолжил учебу во Франции и Италии. С 1764 член Академии св. Луки (Рим). С 1766 жил в Москве, участвовал в работах местных масонских лож, часто бывал в столице, пользовался поддержкой своих друзей-масонов и цесаревича Павла Петровича (будущий император Павел I). В искусствоведческой литературе Б. приписывают участие в проектировании Михайловского замка и Каменноостровского дворца, здания Арсенала на Литейном проспекте , дома И. И. Бецкого, дачи Г. Н. Теплова (см. Кушелевых-Безбородко усадьба, ныне Свердловская наб., 40) и даже Казанского собора, но источниками это не подтверждено. Согласно документам, Б. - автор "увеселительного дома" в окрестностях Екатерингофа (1766), проекта Галерной гавани (1796), сухарного завода в Кронштадте (1796-97), участвовал также в переделках дворца в Гатчине. С 1792 в Санкт-Петербурге, гл. архитектор Адмиралтейства, в 1799 вице-президент Академии Художеств. С 1798 жил в собственном доме (ныне проспект Римского-Корсакова, 37).

6

БАРАНОВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860-1920 гг.)

БАРАНОВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860-1920 гг.), архитектор, историк архитектуры, издатель. Окончил Институт Гражданских Инженеров (ИГИ) (1885 г.), в 1885-1917 годах служил в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел, одновременно в 1897-1905 гг. преподавал в ИГИ, занимался вопросами строительного законодательства.

В доходных домах Г. Г. Елисеева (1889-1890 гг., наб. р. Фонтанки, 64; 1891-92 гг., ныне ул. Ломоносова, 14) оригинально интерпретировал неоренессансные и классицистические мотивы, ввел новые приемы объемной композиции и планировки. В 1890-х гг. осуществил отделку интерьеров особняка купцов Елисеевых (Биржевая линия, 14). Новаторским рационалистическим решением отличается собственный доходный дом Барановского (1897 гг., ныне ул. Достоевского, 36) со свободным от декора фасадом и непрерывными ленточными балконами.

Яркий образец раннего модерна - здание магазина Товарищества "Братья Елисеевы" (1902-03 гг., Невский просп., 56; "Елисеевский" магазин). Здание Русского географического общества (1907-09 гг., ныне переулок Гривцова, 10) отмечено модернизацией классицистических форм. Композиция Буддийского храма (1909-15 гг., Приморский просп., 91) соединяет традиции тибетской архитектуры с чертами "северного" модерна.

Барановский составил "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)" (т. 1-2, 1892-93 гг.); издавал в 1894-1905 гг. журнал "Строитель" (до 1895 года - "Наше жилище"), создал фундаментальную "Архитектурную энциклопедию 2-й половины ХIХ века" (т. 1-7, 1902-08 гг.).

[реклама вместо картинки]

Дом Г.В.Барановского. Фото 2001 г.

7

ШАУБ Василий Васильевич (1861 - 1934гг.), архитектор, академик архитектуры (1892г.). Окончил Академию Художеств (1885г). Был архитектором страховых обществ и благотворительных учреждений. Сохранилось около 70-ти его зданий. Среди ранних работ, решенных в формах эклектики, особняки К. К. Шредера (Петроградская наб., 32, 1888-99гг.) и М. Э. Бонштедта (5-я линия В. О., 32, 1898-99гг.), доходные дома на 5-й линии В. О., 20 (1890-91гг.) и Стремянной ул., 13 (1895г.).

Шауб - один из первых проводников стиля модерн в Санкт-Петербурге (ориентировался на немецкий "югендстиль"): особняки А. Л. Франка (21-я линия В. О., 8а, 1898-1900гг.) и И. Е. Ритинга (Кронверкский просп., 79/1, 1899г.), лавки И. А. Алферова (Садовая ул., 23, 1903-04гг), ансамбль жилых домов на Австрийской пл. (Каменоостровский просп., 13, 16, 20, 1901-06гг.), доходные дома на Большом просп. В.О., 46 (1904-05гг.), ул. Рылеева, 21 и 23 (1907-10гг.), Гангутской ул., 16 (1910гг.), ул. Кропоткина, 19/8 (1911-12гг.).

Позднее использовал приемы неоклассики: доходные дома на Большом просп. П. С., 74 (1912-13 гг.), в переулке Талалихина, 3 (1913), на наб. р. Фонтанки, 121 (1913-14 гг.).

После октября 1917 года работал архитектором ряда промышленных партий. В 1890-1902 гг. жил на Кадетской (ныне Съездовская) линии, 29, в середине 1900-х гг. - на Мещанской (ныне Гражданская) ул., 13, в начале 1910-х гг. - на Спасской (ныне Рылеева) ул., 21, затем на наб. реки Фонтанки, 121. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

[реклама вместо картинки]
В. В. Шауб. Доходный дом К. Х. Кельдаля. 1902-03
(Каменноостровский просп., 13). Фото нач. 20 в.

8

СТАСОВ Василий Петрович (1769-1848 гг.), архитектор, представитель стиля ампир. Отец В. В. Стасова.

С 1783 года работал в московской Экспедиции архитектурных дел Управы благочиния.

В 1801-07 годах совершенствовался во Франции и Италии. С 1811 года жил в Санкт-Петербурге Академик Академии Художеств (1811 г.). Архитектор Комитета для строений и гидравлических работ (с 1817 года).

Уже первые работы Стасова - казармы лейб-гвардейского Павловского полка, Ямской рынок (1817-19 гг.) и Придворные конюшни с домовой церковью - имели градостроительное значение, предваряя композиционные решения К. И. Росси. Используя главным образом дорический ордер, Стасов придавал своим постройкам строгое и торжественное звучание. Оно присуще Нарвским триумфальным воротам и Московским триумфальным воротам - памятники русской воинской славы.

По проектам Стасова построены полковые Троицкий собор (Измайловский) и Спасо-Преображенский собор, он достраивал Смольный собор, оформив его интерьер. Выполнял Стасов и частные заказы: доходные дома на Среднем проспекте Васильевского Острова, 6; Миллионной ул., 32; набережной канала Грибоедова, 91; Котомина дом.

Не сохранились барские особняки, выстроенные Стасовым в центре Санкт-Петербурга: дом Бергина (Исаакиевская пл., 11) и дом Свистунова (Б. Морская ул., 19).

Стасов руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 года, отделкой дворца Ольденбургских (Дворцовая наб., 2), перестройкой Правоведения училища. В Царском Селе возвел: чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам", Большую оранжерею, Манеж и Конюшенный корпус. В 1817-30 годах жил на 1-й линии В. О., 16, в 1843-48  годах - на Галерной ул., 40 (мемориальная доска).

Похоронен в Некрополе мастеров искусств.

В 1969 году у южного фасада Троицкого (Измайловского) собора открыт бюст Стасову (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Ж. М. Вержбицкий; в 2003 году перенесен).

[реклама вместо картинки]               [реклама вместо картинки]

Памятник В. П. Стасову.                                 В. П. Стасов. Большой аванзал Зимнего дворца.
                                                                               Акварель К. А. Ухтомского. 1861.