Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

Сообщений 1 страница 30 из 40

1

БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ ДВОРЕЦ (Невский просп., 41)
Памятник архитектуры в стиле эклектики. Перестроен в формах классицизма в 1799-1800 из усадьбы 18 в. для княгини А. Г. Белосельской-Белозерской (архитектор Ф. И. Демерцов). После смерти сына владелицы его вдова Елизавета Павловна (урожденная Бибикова) вышла замуж за князя В. В. Кочубея и вновь перестроила дворец (1847-48, архитектор А. И. Штакеншнейдер, скульптор Д. И. Йенсен). Фасады оформлены в стиле елизаветинского барокко 18 в. (прототип - Строгановский дворец). Портики из трех-четвертных колонн и пилястр коринфского ордера, лучковые фронтоны с картушами, барочные наличники и фигуры атлантов придали зданию пышность и парадность. Богато отделанные интерьеры (лестница, парадная анфилада, фойе, концертный зал, церковь) стилизованы в формах барокко и рококо. В 1884 князь К. Э. Белосельский-Белозерский продал дворец великому князю Сергею Александровичу. Обновлением интерьеров после этого занимался ряд зодчих (среди них Р. Ф. Мельцер). В 1905 великая княгиня Елизавета Федоровна, став монахиней, завещала дворец своему племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу, который в 1917 продал его. Вскоре здание было национализировано, с 1920 в нем размещался райком Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 дворец сильно пострадал, к 1949 восстановлен, в 1954 отреставрированы интерьеры. С 1991 в здании - Муниципальный культурный центр.

[реклама вместо картинки]

2

ПАРАДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ

Зимний дворец - Мраморный дворец - Главная аптека - Марсово поле - Михайловский (Инженерный) замок - Суворовская пл. - Летний сад

     Прогулку по Дворцовой набережной можно сравнить с великолепным военным парадом: дворцы стоят шеренгами и сменяются чередой роскошных особняков.
    Возглавляет это триумфальное шествие знаменитый на весь мир Зимний дворец,
по которому набережная и получила свое название еще в середине XVIII в.
    Набережная вдоль Невы на ее левом берегу членится прекрасными мостами.
От Дворцового моста вниз по течению отходит Адмиралтейская набережная, а вверх по течению Дворцовая (гранитные набережные сооружены в 1763 1767 гг.).

В последней трети XVIII в. были возведены гранитные набережные на остальных участках левого берега, в пределах центра Санкт-Петербурга от Нового Адмиралтейского канала до "Литейного дома", стоявшего там, где теперь к Неве выходит Литейный проспект.

Эрмитаж это пять зданий, четыре из которых выходят на Дворцовую набережную.
Первое это собственно Зимний дворец, построенный в стиле барокко Ф.Б.Растрелли в 1754 1762 гг.
Екатерина II была первой августейшей хозяйкой дворца.
А.М.Грибовский, ее секретарь, писал: "Образ жизни императрицы... был одинаков: в зимнее время имела она пребывание в Большом Зимнем дворце, в среднем этаже, под правым малым подъездом... Императрица жила здесь до весны, а затем переезжала в Царское Село или в Таврический дворец .
Павел I, ненавидевший свою мать, ненавидел и Зимний дворец. 1 февраля 1801 г. император и двор переехали в едва законченный Михайловский замок.
Сразу же после убийства Павла в ночь с 11-го на 12 марта 1801 г. его наследник Александр I с двором возвратился в Зимний дворец. С тех пор августейшая фамилия не покидала Зимний дворец до февраля 1917 г., за исключением короткого периода в 1837 1838 гг.: тогда сильный пожар уничтожил внутреннюю отделку здания и во время проведения восстановительных работ Николай I с семьей жил в Аничковом дворце.

В феврале октябре 1917 г. Зимний дворец являлся резиденцией Временного правительства. День Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 г. это день, когда дворец был взят штурмом революционными формированиями, а министры Временного правительства арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
11 января 1920 г. здесь открылся Государственный музей революции;
в 1945 г. здание дворца было передано Государственному Эрмитажу.

ПРОДОЛЖИМ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ???...

Отредактировано Акварель (27-03-2007 14:13:53)

3

ПРОДОЛЖИМ??

Уже с первой четверти XVIII в. для царской семьи приобретались произведения, положившие начало художественным собраниям Эрмитажа.

Однако датой основания музея считается 1764 г., когда для Екатерины II была приобретена большая коллекция картин берлинского купца И.Э.Гоцковского (225 картин).

Значительными приобретениями для музея стали купленные в разные годы крупные собрания:
- в 1769 г. графа Г.Брюля (Дрезден), 
- в 1770 г. Ф.Троншена (Женева), 
- в 1772 г. барона Л.А.Кроза де Тьера (Париж), 
- в 1778 г. лорда Р. Уолпола (замок Хоутон-Холл, Англия),
- в 1814 г. императрицы Жозефины (замок Мальмезон близ Парижа),
- в 1910 г. П.П.Семенова-Тян-Шанского (Петербург). 
- В 1808 г. было приобретено "Поклонение волхвов" С.Боттичелли (ныне в США),
- в 1839 г. "Мадонна Альба" Рафаэля (ныне в США), 
- в 1865 г. "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, 
- в 1870 г. "Мадонна Конестабиле" Рафаэля,
- в 1914 г. "Мадонна с цветком" ("Мадонна Бенуа") Леонардо да Винчи.

В 1918 - 1931 гг. в состав музея вошли многие национализированные собрания, в том числе коллекции Мраморного, Гатчинского, Строгановского, Юсуповского, Шереметевского и Шуваловского дворцов.
В 1924 - 1930 гг. многие произведения музея были переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва).

В те же годы Эрмитаж получил из московского Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) произведения французских мастеров последней трети XIX начала XX в.
В 1948 г., после закрытия ГМНЗИ, значительная часть его собрания поступила в Эрмитаж, ставший в результате этого обладателем одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX начала XX столетия.

ПРОДОЛЖИМ ПОЗЖЕ??

Отредактировано Акварель (27-03-2007 17:00:00)

4

ПРОДОЛЖАЕМ..

Следующее здание, в котором сегодня располагаются эрмитажные коллекции, Малый Эрмитаж.

Это небольшое классицистическое здание построено в 1764 1775 гг. по проекту французского архитектора Ж.Б.Валлена-Деламота.

Первые два этажа здания занимает легкий и белоснежный Павильонный зал (1840 1850-е гг., архитектор А.И.Штакеншнейдер), в котором тихо журчит вода в фонтанах, и иногда заводят знаменитые Часы-павлин .

Следующее здание Старый Эрмитаж (1771 1787 гг., архитектор Ю.М.Фельтен) знаменито залами Итальянского Возрождения.
Его боковой фасад обращен к Зимней канавке.
Отсюда открывается прекрасная панорама на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.
Свое название канавка получила по зданию Зимнего дворца, построенного для Петра I архитектором Г.И.Маттарнови, в котором царь и скончался в 1725 г. 
Сейчас на месте этого дворца находится Эрмитажный театр (Театральное здание Зимнего дворца; Дворцовая наб., 32) трехэтажное сооружение в строгом классическом стиле.
Здание театра построено в 1783 1787 гг. архитектором Дж.Кваренги.
Но в начале 1990-х гг. вдоль канала была раскрыта кладка здания, и сегодня мы видим фрагмент старого петровского дворца.
Перейдя Зимний мост, можно попасть со стороны Невы в Музей Петра I, расположенный в воссозданных помещениях. 
В сам Эрмитажный театр входят с Малого Эрмитажного подъезда, расположенного в здании Старого Эрмитажа.
Галерея-переход, ведущая из одного здания в другое, переброшена на уровне второго этажа через Зимнюю канавку (1783 1789 гг., архитектор Ю.М.Фельтен).
В камерном, нарядном и очень уютном зале придворного театра сегодня проходят спектакли и концерты лучших артистов Санкт-Петербурга.
В 1800 1817 гг. в здании жил сам архитектор, а в 1942 1961 гг. директор Эрмитажа И.А.Орбели.
Это удивительно красивое место стало сценой для трагического объяснения героев Пиковой дамы П.И.Чайковского.

Пройдем вдоль канавки, чтобы познакомиться с первым в России зданием, возведенным специально для размещения музейных коллекций.
Им стал Новый Эрмитаж. 
Он был построен в 1842 1851 гг. по проекту немецкого архитектора Л. фон Кленце.
В здании с 1852 г. размещались коллекции Императорского Эрмитажа, преимущественно антики. 
Главной достопримечательностью здания, и даже одним из символов нашего города, стал портик, выходящий на Миллионную улицу.
Знаменитым его сделали фигуры 10 атлантов, высеченные из монолитных блоков серого гранита (1840 1848 гг., скульптор А.И.Теребенев).

ИНТЕРЕСНО??..

Отредактировано Акварель (27-03-2007 14:37:19)

5

ДАЛЕЕ...

Миллионная улица, на которую мы попали, одна из старейших трасс города.
С первых лет существования Петербурга на этом месте располагалась Немецкая слобода.
Вот что пишет о ней немецкий путешественник Вебер: Вокруг его царского величества [Петра I. Ред.], а именно на соседних улицах, живут больше немцы, а не русские .
Позднее, в 1730-х гг., она стала Немецкой улицей .
Но уже в 1740-х гг. появилось наименование "Миллионная улица".
Так характеризовали ее в народе по застройке дорогостоящими каменными домами состоятельных людей.
В 1918 г. улица получила имя революционера-рабочего С.Н.Халтурина (1856 1882), а в 1991 г. ей было возвращено историческое название.
На той же стороне Миллионной улицы, что и Новый Эрмитаж, на углу с Зимней канавкой (дом 33/4) находятся казармы бывшего лейб-гвардии Преображенского полка.
Они построены в 1853 1857 гг. архитектором В.П.Львовым.
Здесь в 1914 г. жил штабс-капитан А.П.Кутепов, впоследствии один из вождей Белого движения, а затем председатель Русского общевоинского союза.
Дом напротив Нового Эрмитажа (Миллионная, 34/3) здание бывшего Государственного архива (1883 1887 гг., архитектор М.Е.Месмахер).

Интересен и дом 30 по Миллионной.
Здание построено в XVIII в. С 1809-го по 1850 г. здесь жила княгиня Е.И.Голицына;
в ее салоне бывали многие русские поэты и писатели князь П.А.Вяземский, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, живописец О.А.Кипренский и др.

По четной стороне интересен своими жильцами еще один дом (Миллионная, 26).
Здание возведено для нового пажеского корпуса в середине XVIII в. Оно использовалось как второй запасной дворец Великого князя Владимира Александровича, после его смерти перешло к Великой княгине Марии Павловне, владевшей им до 1915 г.

В этом доме с октября 1825-го по сентябрь 1827 г. жил лицейский друг А.С.Пушкина, поэт, барон А.А.Дельвиг.
Здесь же в 1890-х гг. жил поэт А.П.Апухтин (у него бывал его друг, композитор П.И.Чайковский), а в начале XX в. полковник барон П.Н.Врангель (впоследствии генерал-лейтенант и один из вождей Белого движения).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

6

ПРОДОЛЖАЕМ?..

Продолжим свой путь далее по Миллионной.

Дом 19 корпус Ново-Михайловского дворца (1857 1861 гг., архитектор А.И.Штакеншнейдер).
Своим главным фасадом здание выходит на Дворцовую набережную.
Ныне во дворце располагаются НИИ археологии и НИИ востоковедения РАН.
На другой стороне улицы в доме 16 с 1895 г. располагалось Английское собрание;
в доме 12 в первой четверти XIX в. жил академик портретной живописи В.Л.Боровиковский.
Здесь же в начале XX в. жил князь П.П.Путятин;

и именно в его квартире утром 16 марта 1917 г. великий князь Михаил Александрович подписал акт отречения от престола, полученного им в результате отречения Николая II;
при этом событии присутствовали члены Государственной думы А.Ф.Керенский, князь Г.Е.Львов, П.Н.Милюков, В.Д.Набоков, М.В.Родзянко и др.
Так от одного Михаила до другого закончилось на Руси правление династии Романовых.

Следующий дом ( 10) особняк, выходящий другим фасадом на Мойку.
В 1852 г. архитектор А.И.Штакеншнейдер приобрел его и перестроил для собственной семьи.
Зодчий, возведший для членов императорской фамилии несколько десятков зданий, мог позволить себе поселиться на самой престижной улице столицы, рядом со своими творениями.
В салоне Штакеншнейдеров бывали писатели Ф.М.Достоевский и И.С.Тургенев.
Прекрасные интерьеры дома частично сохранились и сегодня.
А вот художественные коллекции, находившиеся некогда и в этом доме, и в доме 11, поступили в собрания Государственного Эрмитажа и Государственного Русского Музея.

Дом 11 (1860-е гг., архитектор Л.Ф.Фонтана) имеет главный фасад по Дворцовой набережной (дом 10).
В этом доме в начале XX в. жил князь В.Н.Аргутинский-Долгоруков, известный в Петербурге коллекционер, близкий к "Миру искусства". Он принимал участие в организации "Русских сезонов" в Париже и умер во Франции в 1941 г.

Почти напротив Аптекарский пер. Он получил название по зданию Главной аптеки ( 4/1).
Деревянная аптека была построена на этом месте еще в 1732 г. (архитектор Д.Трезини), перестроена в 1789 1796 гг. (архитектор Дж. Кваренги).
Главная аптека была переведена сюда с Заячьего острова в 1730-х гг. и просуществовала в этом здании почти целое столетие, после чего ее перевели на Невский проспект (дом 66).
Здание перешло к Военному ведомству и, вплоть до 1917 г. здесь размещались казармы офицерского корпуса лейб-гвардии Павловского полка.
Напротив (Аптекарский пер., 2) также помещались казармы Павловского полка, но они более эффектно смотрятся с Марсова поля.

ДАЛЕЕ ПОЗЖЕ...

7

ИНТЕРЕСНО??..ТОГДА ПРОДОЛЖАЕМ...

Начало формирования ансамбля современного Марсова поля относится к 1710-м гг.

Еще со времен Петра здесь проводили учения и смотры войск, а в большие праздники народные гулянья;
позже устраивались катальные горы, балаганы.
Первоначальная регулярная планировка с несколькими прудами правильной геометрической формы в 1820-х гг. была изменена, и сад приобрел пейзажный характер.
Здесь по-прежнему проводились общегородские гулянья.
Однако все XIX столетие Марсово поле оставалось преимущественно местом смотров и учений петербургского военного гарнизона.
После волнений 1905 1907 гг. народные гулянья вблизи царской резиденции были запрещены.
23 марта 1917 г. на Марсовом поле были похоронены участники Февральской революции, погибшие при вооруженном столкновении с полицией.
В 1917 1919 гг. на братских могилах соорудили монумент (архитектор Л.В.Руднев).
Здесь погребены участники Февральской и Октябрьской революций, государственные деятели: М.С.Урицкий, В.Володарский, А.С.Раков, И.А.Рахья, И.И.Газа.
В начале 20-х гг. на территории Марсова поля был разбит партерный сад (архитекторы И.А.Фомин, Р.Ф.Катцер).
В 1957 г. в центре его устроена гранитная площадка, зажжен Вечный огонь первый в нашей стране.

ЕСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ..

8

ПРОДОЛЖАЮ..

Казармы Павловского полка (Марсово поле, 1 - 5) построены в 1817 1821 гг. архитектором В.П.Стасовым.

Протяженное здание казарм фланкирует Марсово поле с западной стороны, с северной его оформляет комплекс Мраморного дворца (Миллионная, 7).

Дворец построен в 1768 1785 гг. архитектором А.Ринальди.
Это одно из лучших произведений раннего классицизма в нашем городе.
Дворец строился по повелению императрицы Екатерины II для ее фаворита князя Г.Г.Орлова.
Император Павел I предоставил дворец в распоряжение бывшего короля Польши Станислава Понятовского, который жил здесь и умер в 1798 г.
Затем владельцами дворца были великий князь Константин Павлович (младший брат императора Александра I) и его наследники.
В конце XIX в. во дворце жил великий князь Константин Константинович, известный как поэт, писавший под псевдонимом К.Р .
С 1937 г. дворец занимал Ленинградский филиал Музея В.И.Ленина.
В 1991 г. здание передали Государственному Русскому музею.
Во дворе в 1994 г. установили памятник из фондов Музея тяжеловесную конную статую Александра III (1909 г., скульптор П.П.Трубецкой), убранную с площади Восстания в 1939 г.

Служебный корпус дворца (Миллионная, 5) граничит с небольшой площадью, названнной в честь великого русского полководца Суворовской.
Площадь спроектирована в 1810-х гг. архитектором К.И.Росси.
В 1818 г. сюда был переведен памятник А.В.Суворову, первоначально установленный ближе к берегу Мойки.
Памятник отливался по модели скульптора М.И.Козловского.
Бронзовый щит на пьедестале с надписью "Князь Италийский, граф Суворов-Рымникский. 1801" поддерживают фигуры Славы, отлитые по модели скульптора Ф.Г.Гордеева.

С другой стороны Суворовской площади находится дом Салтыковых (Миллионная, 3 Дворцовая наб., 2).

Он построен архитектором Дж. Кваренги в 1784 1788 гг.
В 1830-х гг. здесь жил австрийский посланник граф Ш.Л.Фикельмон, женатый на внучке героя Отечественной войны 1812 года князя Михаила Илларионовича Кутузова.

Ныне в этом доме располагается Академия культуры, она же занимает и соседнее здание, построенное Ж.-Б.Валлен-Деламотом в 1790-х. гг.
В 1791 94 гг. здесь жил баснописец И.А.Крылов, памятник которому находится за Лебяжьей канавкой в Летнем саду.

Выйдем на набережную, перейдем Лебяжью канавку и войдем в сад.

ПРОГУЛЯЕМСЯ ПО ЛЕТНЕМУ САДУ..ПОЗЖЕ..

9

ГУЛЯЕМ ПО ЛЕТНЕМУ САДУ?....

Место для Летнего сада было выбрано самим Петром I, он же контролировал работу.

В 1704 г., во время нападения шведов на Петербург и Кроншлот (Кронштадт), Петр 1 отдает распоряжение прислать для Летнего сада "всяких цветов из Измайлова не помалу, а больше тех, кои пахнут".
Осенью 1706 г. Петром отдается приказ перевезти из Новгорода в Летний сад многолетние липы.
Дворец Петра I (1710 1712 гг., архитектор Д.Трезини) единственное сооружение начала XVIII в., сохранившееся в Летнем саду по сей день.
С 1934 г. дворец является музеем.
Постройка выполнена по моде тех лет на "голландский манер".
Флюгер представляет собой фигуру Георгия Победоносца на коне и с копьем в руках.
В XVIII в. Летний сад занимал площадь значительно больше современной.
Он был украшен фонтанами, водоемами, декоративной скульптурой.
В саду находился Карпиев пруд, в котором разводили карпов к царскому столу.
В результате работ по реконструкции сада на набережной, укрепленной и расширенной, в 1770 1784 гг. по проекту Ю.М.Фельтена была возведена знаменитая ограда Летнего сада.
Мраморная доска с надписью: "На этом месте 4-го апреля 1866 г. революционер Д.В.Каракозов стрелял в Александра II" напоминает о неудавшемся покушении на царя студента Московского университета.

С конца XVIII в. Летний сад входит в моду у горожан.

В начале XIX в. П.П.Свиньин писал о саде: "До 10 часов утра встречаются здесь одни немощные, прогуливающиеся по предписанию врачей.
От 10 до 12 бархатные лужки покрываются группами детей... резвящихся под надзором миловидных нянюшек и кормилиц.
В 2 часа пополудни сцена переменяется...
Это час предобеденного гуляния петербургских красавиц".
Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест: по обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирали невест.

7 ноября 1824 г. дата очередного наводнения, превзошедшего по силе все известные.
На фасаде Летнего дворца, почти на уровне середины окна первого этажа, установлена бронзовая доска с отметкой уровня наводнения 1824 г.
После случившегося архитектор К.И.Росси перестроил полуразрушенный грот в Кофейный домик, по сей день украшающий Летний сад. Тогда же Л.И.Шарлемань соорудил в саду павильон Чайный домик одно из немногих деревянных сооружений начала XIX в., дошедших до наших дней.
Сейчас в обоих павильонах устраивают временные выставки.

УСТАЛИ??..ОТДОХНЕМ...

10

ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКУ?..

Одной из главных достопримечательностей Летнего сада с XVIII в. до наших дней остается скульптура.

Уже в 1710 г. в саду насчитывалось 30 статуй и бюстов, в 1728 г. их было около 140, в 1736 г. более 200, а в 1771 г. 139.

Дело в том, что часть статуй и бюстов ушла в царские резиденции и в Эрмитаж, часть погибла.
К числу наиболее известных скульптур, украшавших Летний сад, относится античная Венера (в конце XVIII столетия она находилась в Таврическом дворце, после чего стала называться Венера Таврическая;
ныне хранится в Государственном Эрмитаже).
Эта античная скульптура, найденная "с отшибленной головой и без рук", была куплена русским агентом в Риме Юрием Кологривовым.
Но вывоз античной скульптуры из Италии был запрещен папой.
Кологривова арестовали, скульптуру отобрали.
Посланный в Италию Петром I Савва Рагузинский придумал знаменитую сделку, от которой не могли отказаться ни кардинал Оттобони, ни папа Клемент II: Ватикан получил мощи чтимой католической святой Бригитты, оставшиеся у русских после взятия Ревеля (Таллина), а языческий идол был подарен русскому царю.

Проект решетки со стороны Мойки выполнил Л.И.Шарлемань в 1820-х гг. За оградой видно монументальное сооружение Михайловский замок (Садовая, 2).

ЧУТЬ ПОЗЖЕ...МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК..

11

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК??...

Михайловский замок (1797 1800 г., архитектор В.Ф.Бренна) возвели для Павла I.

Он назван в честь Михаила-архангела, которого император считал своим покровителем.
Ансамбль Михайловского замка один из самых выдающихся в Петербурге.
Несколько суровый и загадочный облик замка проникнут духом архитектурной романтики.
Каждый фасад здания решен по-своему.
В сторону Садовой улицы выступает объем дворцовой церкви.
Она увенчана типично петербургским шпилем.
К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры.
Подчеркнуто монументален главный южный фасад.
Торжественный строй его колонн напоминает колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.
Парадный въезд ведет во внутренний восьмиугольный двор.
Резиденция, окруженная реками, а также специально вырытыми каналами с подъемными мостами, казалась неприступной.
Но в ночь на 12 марта 1801 г., всего через сорок дней после вселения, Павел I был убит заговорщиками.
Замок передали Главному инженерному училищу.

Отсюда его второе название: Инженерный.

Здесь в 1838 1843 гг. учился и до 1841 г. жил Ф. М. Достоевский.
В разные годы в этом заведении учились композитор Ц.А.Кюи, ученый-физиолог И.М.Сеченов, военачальники Э.И.Тотлебен и Р.И.Кондратенко.
В настоящее время замок принадлежит Русскому музею.
Здесь находятся выставочные залы музея, работают сувенирные киоски.
С Садовой улицы хорошо просматривается весь ансамбль Инженерного замка.
Осью комплекса служит Кленовая улица, на которой по иронии судьбы сегодня растут каштаны.
В центре аллеи возвышается первый в России конный монумент памятник Петру I (1720-е гг., скульптор В.К.Растрелли), установленный здесь в 1800 г.
На Инженерную улицу выходят парные павильоны кордегардии, в которых размещался караул замка (дома 8, 10). Завершают ансамбль протяженные одноэтажные здания манежа и конюшен (Манежная пл., 6 и 10), построенные, как и павильоны, в 1798 1800 гг. архитектором В.Ф.Бренна.
В Михайловском манеже (Манежная пл., 6) ныне находится Зимний стадион, где проходят спортивные состязания и организуются многочисленные выставки.
По улицам Караванной или Малой Садовой вы выходите к Невскому проспекту.

ЭТИМ ЗАВЕРШИМ ....

12

БОЛЬШОЙ КАСКАД, основное сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на северном склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 годах (архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первоначальное скульптурное убранство (позолоченный свинец) выполнили скульпторы М. К. Растрелли, Ф.П.Вассу, Г.К.Оснер. Фонтан "Самсон", как памятник победе при Полтаве (в день святого Сампсония), открыт в 1735 году (скульптор Б. К. Растрелли, мастер П. Ж. Суалем). Большой каскад включает Большой и Верхний гроты, две симметричные водопадные лестницы с водометами на 7 ступенях, центральный 3-ступенный каскад и Самсоновский ковш. От Большого каскада к Финскому заливу ведет Большой канал с 22 фонтанами-чашами (1735г., архитектор М. Г. Земцов, чаши - 1853-60, архитектор А. И. Штакеншнейдер). В 1799-1806 проведена полная реконструкция Большого каскада (архитектор А. Н. Воронихин, мастер Ф. А. Стрельников): вместо прежних статуй воздвигнуты бронзовые золоченые скульптуры (1800-01г.г., скульпторы Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос, мастера В. П. Екимов, Э. Гастклу). Центральная композиция - "Самсон, раздирающий пасть льва" (скульпор М. И. Козловский). При реставрации Большого каскада в 1859-60 годах (архитектор Н. Л. Бенуа) установлены статуи в гротах и фонтан "Корзинка". На Большом каскаде 33 статуи и скульптурные группы, 18 ваз, 31 барельеф на ступенях (воссоздан в 1947 г.). Осенью 1941 года значительная часть скульптур укрыта в тайниках и сохранена. Во время оккупации похищены скульптуры "Самсон", "Нева" и "Волхов", а сам Большой каскад взорван и восстановлен в 1947-50 годах. Символ Петергофа "Самсон" воссоздали скульпторы В. Л. Симонов и Н. В. Михайлов. В 1987-95 годах осуществлена комплексная реставрация Большого каскада, восстановлены утраченные и искаженные детали (архитектор М. А. Дементьева)

----

13

Петропавловская крепость

Дата создания: 1706 г. - 1733 г.
Автор: Трезини Д.А.

Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному чертежу в соответствии с фортификационной системой С. Вобана. С 1706 г. Д. Трезини начал сооружение кирпичной крепости по прежнему контуру, имеющему форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Строительство всех укреплений было завершено в первой половине XVIII в.

Для парадного въезда в крепость с восточной стороны Д. Трезини были сооружены Петровские ворота, сначала деревянные (1708), а затем каменные (1717-1718). Ворота носят характер триумфальной арки с одним проездом. Поверхность фасадной стены обработана рустами. Над аркой проезда со стороны города расположен рельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром" (1708) работы К. Оснера. По сторонам проезда в нишах скульптуры, приписываемые Н. Пино: богиня войны Беллона слева и богиня мудрости Минерва справа (1720-е гг.). В 1730е гг. перед восточными стенами крепости было возведено дополнительное укрепление Иоанновский равелин с воротами.

Строитель Иоанновских ворот Дж. Трезини решил их более сдержанно: рустованные пилоны проездной арки расчленены сдвоенными рустованными же пилястрами, несущими антаблемент с фронтоном. На территории крепости сохранилось несколько построек 1740х гг.: Оберкомендантский дом (1743-1746), Инженерный дом (1748-1749). В облике этих невысоких протяженных зданий, украшенных скупым барочным декором, сохраняются традиции зодчества Петровской эпохи.
В центре внутреннего двора крепости высится Петропавловский собор, сооруженный по проекту Д. Трезини (1712-1733).

В близком соседстве со зданием Петропавловского собора в 1762-1766 гг. по проекту А.Ф. Виста был сооружен одноэтажный небольшой павильон Ботный дом, предназначенныТрезини Д.А. Петровские воротай для хранения "дедушки русского флота" ботика Петра I. В архитектуре его сказались черты перехода от барокко к классицизму. Строгие дорические портики отмечают восточный и западный фасад, дорические пилястры членят стены с высокими прямоугольными окнами, обрамленными арочными наличниками. Сложная по рисунку крыша с переломом увенчана деревянной статуей женщины с веслом аллегорией навигации (первоначальная статуя не сохранилась, нынешняя исполнена Д. И. Иенсеном в 1891 г.).

Крепостные стены со стороны Невы в 1770-1780х гг. были облицованы гранитом, а ворота, выходящие на Неву, сооруженные в 1730х гг., были перестроены Н. А. Львовым в 1784-1787 гг. Монументальный облик Невских ворот достигнут лаконичными средствами. Пары дорических колонн по сторонам арочного проема объединены у основания двумя мощными гранитными блоками. Строгий фронтон венчает композицию. Казематы и бастионы Петропавловской крепости в годы царского режима использовались как тюрьма для государственных преступников.

14

и еще...

Петропавловская крепость, положившая начало городу Санкт-Петербургу, была заложена 16 (27) мая 1703 г. В годы Северной войны, когда Русское государство вело тяжелую борьбу со Швецией за выход к балтийскому морю, крепость, строившаяся на Заячьем острове (длиной 750 и шириной 400 метров), являлась в первую очередь военным объектом, призванным защищать устье Невы.

Но ещё до начала строительства были предприняты значительные работы по искусственному увеличению острова, так как для возведения мощной крепости он был мал и недостаточно широк. Поэтому возведению бастионов и куртин предшествовало увеличение площади острова примерно на 4000 кв. сажен (16 000 кв. метров), главным образом, со стороны Невы.

Крепость было необходимо построить в кратчайшие сроки, поэтому первоначально фортификационные сооружения были деревоземляные. Наблюдение за сооружением бастионов Петр I поручил своим сподвижникам К. А. Нарышкину, Ю. Ю. Трубецкому, Н. М. Зотову, Г. И. Головкину и А. Д. Меншикову. Поэтому данные сооружения названы именами их строителей. Строительством шестого бастиона государь контролировал лично, поэтому он был назван Государевым или бастионом Петра I. Возведение деревоземляных укреплений было завершено к осени 1703 г., после чего на них было установлено 269 орудий. На протяжении трех веков своего существования крепости не пришлось участвовать в военных действиях. Однако залпы ее артиллерийских орудий неоднократно знаменовали победы русского оружия или другие знаменательные события в жизни Российского государства.

Для снабжения защитников крепости водой на случай осады, а также для подвоза строительных материалов во всю длину Заячьего острова был прорыт канал пятиметровой ширины, засыпанный в 1882 году.

В 1706 г. начались работы по постройке новых, каменных укреплений. 30 мая 1706 года Петр I собственноручно заложил бастион Меншикова, в 1707 г. приступили к перестройке бастионов Головкина и Зотова, в 1708 г. – к перестройке бастиона Трубецкого. Сооружение бастиона Петра I из камня было начато в 1717 г., каменный бастион Нарышкина, позднее переименованный в бастион Екатерины, был заложен в 1725 г. Руководство строительными работами осуществлял Д. Трезини. Однако перестройка крепости в камне затянулась на несколько десятилетий. Завершение этих работ связано с деятельностью военного инженера Б. Х. Миниха, являвшегося генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга. По его проектам в 1730-1733 гг. были заложены каменные равелины, получившие названия Иоанновский и Алексеевский, по именам брата и отца Петра. Окончательно перестройка крепости в камне была закончена к 1740 г. Эта дата высечена на фронтоне Иоанновских ворот крепости. Северные подступы к крепости были защищены еще одним дополнительным фортификационным сооружением – кронверком.

В 1703 г. была сооружена деревянная церковь, освященная весной 1704 г. во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1712 г. на ее месте началось строительство каменного Петропавловского собора, освященного в 1733 г. Со временем собор стал местом захоронения членов императорской фамилии.

Постепенно начал формироваться архитектурный ансамбль крепости. Первые сооружения внутри крепости, естественно, носили военный характер: были построены дома для коменданта и для инженерной команды крепости. Позже Инженерный и Комендантский дома были перестроены, при этом были возведены здание офицерской гауптвахты, в начале XIX в. построен артиллерийский цейхгауз, Плац-майорский и обер-офицерский дома, в начале XX в. – штаб-офицерский флигель. Однако наряду с этим в крепости стали возникать также и сооружения гражданского характера. Уже в первые годы ее существования на территории острова существовала Главная Аптека, в середине XIX в. был сооружен специальный флигель для хранения Ботика Петра, в XIX в. был построен Церковный дом, в начале XX в. – здание для Архива Военного министерства.

С 1724 г. на территории крепости располагалось монетное ведомство, для которого первоначально было выделено помещения в Трубецком, а позже и в Нарышкином бастионах. В самом начале XIX в. напротив Петропавловского собора было построено специальное здание для Монетного двора. Позже на территории крепости для нужд монетного производства было построено еще несколько зданий (здание Главного Казначейства, здание Фондовых капиталов, Депо Образцовых мер и весов), а также выделен ряд помещений в фортификационных сооружениях крепости.

Уже в первой четверти XVIII века в Петропавловской крепости оказались первые политические заключенные. С этого периода вплоть до начала XX века она стала политической тюрьмой. Во второй половине XVIII века на территории Алексеевского равелина было построено деревянное тюремное здание. В 1796-1797 годах вместо него было построено каменное здание, получившее название Секретный дом. В 1869-1872 гг. возведено здание Тюрьмы в Трубецком бастионе. После этого Секретный дом был разобран. При этом для этих целей использовались и другие помещения в крепости.

Со временем крепость становилась также и мемориальным музеем. Для посетителей крепость впервые была открыта в начале XIX в. в период царствования императора Александра I. В 1900-е годы в Петропавловском соборе проводились экскурсии по императорскому некрополю.

В октябре 1917 г. крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего вооруженным восстанием в Петрограде и взятием Зимнего дворца. В годы Великой Отечественной войны могила Петра I в Петропавловском соборе являлась одним из мест, возле которых приносили присягу защитники Ленинграда.

В 1954 г. комплекс зданий Петропавловской крепости был передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). С этого времени начался новый этап развития крепости. Активно развернулись реставрационные работы, продолжающиеся и по сей день. В конце 1960-х – начале 1970-х годов на территорию Петропавловской крепости переехали коллекции, отделы и дирекция Музея. В 1971 г. здесь открылась первая крупная экспозиция по истории архитектуры Петербурга – Петрограда XVIII-начала XX вв. С этого момента началось активное освоение площадей крепости под экспозиционно-выставочную деятельность. С конца 1980-х годов Петропавловская крепость стала также местом проведения различных праздничных мероприятий общегородского масштаба.

[реклама вместо картинки]          [реклама вместо картинки]

[реклама вместо картинки]          [реклама вместо картинки]

15

КОНСТАНТИНОВСКИЙ ДВОРЕЦ в Стрельне , памятник архитектуры 18-19 веков. Заложен летом 1720 года, архитектор Н. Микетти, с 1723 года строительством руководил архитектор М. Г. Земцов. Вчерне готовое здание в 1730 года было законсервировано, достроено в 1747-55 годах (архитектор Ф. Б. Растрелли). Центр главного фасада, выходящего на Финский залив, отмечен тройной аркой, которую обрамляют колонны, поддерживающие балкон. Через арку проходила главная ось ансамбля - средний канал Нижнего сада и центральная аллея Большого парка.

В 1797 году император Павел I подарил усадьбу великому князю Константину Павловичу.

В 1802 году архитектор А. Н. Воронихин обновил дворец, сохранив прежние фасады.

В 1804-05 годах Константиновский дворец восстановлен после пожара (архитектор Л. И. Руска). Здание увенчал бельведер, в бельэтаже устроена новая парадная анфилада. Живописные работы исполнили художники Ф. А. Щербаков и Дж. Феррари. Были отстроены оранжереи и службы; садовник А. Холл превратил Большой парк в Английский сад.

В 1848 году дворец перешел к великому князю Константину Николаевичу, в 1847-51 годах обновлен (архитекторы Х. Ф. Мейер, А. И. Штакеншнейдер) - на фасадах появились эркеры и балконы; в стиле эклектики отделаны личные покои; устроена домовая церковь. Близ дворца в 1850-х гг. садовник Ф. Рукк разбил западный (Собственный) и восточный (Детский) сады.

С середине 19 века дворец назывался Константиновским и служил летней великокняжеской резиденцией.

После октября 1917 года Константиновский дворец национализирован, в нем размещена колония для беспризорных детей.

В 1937-40 годах здание перестроено под санаторий. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. ансамбль Константиновского дворца сильно пострадал, к 1955 году частично восстановлен (архитекторы Ф. Ф. Олейник, И. Г. Капцюг), до 1993 года его занимало Арктическое  мореходное училище.

В 2001-03 гг. Константиновский дворец отреставрирован и обращен в Государственный дворец Конгрессов.

16

Юлианочка, спасибо тебе! Многое уже позабылось.... так здорово, что ты  развиваешь эту тему. Очень интересно!

17

ВЛАДИМИРСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворцовая наб., 26 / Миллионная ул., 27), памятник архитектуры эклектики. Построен для великого князя Владимира Александровича в 1867-72 годах (архитектор А. И. Резанов при участии архитекторов А. Л. Гуна, И. С. Китнера и В. А. Шретера). Главный фасад, обращенный на Неву, решен в духе флорентийского Ренессанса, рустован и оштукатурен, детали исполнены из портландцемента. Тамбур парадного подъезда отделан бременским песчаником, украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями. Комплекс Владимирского дворца включает главный 3-этажный корпус по Дворцовой наб., три дворовых корпуса и служебный корпус по Миллионной улице (около 360 комнат).

Парадные залы оформлены в различных стилях, образуя, тем не менее, единый ансамбль:
Приемная и Парадная гостиная - в стиле ренессанс,
Малая столовая в "готическом вкусе",
Двусветный Белый зал - рококо, кабинет - в византийском стиле,
Дубовый зал - в "русском стиле".
Ряд интерьеров выполнен в "стиле Людовика XIV" и в "восточном стиле".

Здание было оборудовано 3 подъемниками, печами и калориферами. В 1880-1893 годых архитектор М. Е. Месмахер заново отделал главную парадную (мраморную) и бронзовую лестницы, 2-ярусную библиотеку, нижнюю столовую, кухню и другие помещения. В начале 20 века работы во дворце вели архитекторы А. И. фон Гоген и А. С. Пронин. В 1890-92 годах Гоген перестроил Запасный дом дворца (Дворцовая наб., 28).
В январе 1920 года в здании разместился Дом ученых.
Во Владимирском дворце хранится богатая коллекция живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, что делает его своеобразным музеем.

[реклама вместо картинки]                              [реклама вместо картинки]
Владимирский дворец.Парадная лестница                       "Дворец великого князя Владимира Александровича".
                                                                                                     Акварель Альберта Н. Бенуа. 1870-е гг.

18

ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Садовая ул., 26), памятник архитектуры барокко. Сооружен в 1749-57 годах (архитектор Ф. Растрелли) для графа М. И. Воронцова. Монументальное здание усадебного типа отделено от улицы парадным двором и ажурной чугунной оградой. Центральный 3-этажный объем, украшенный сдвоенными колоннами и пилястрами и раскрепованным антаблементом, соединен с двумя боковым 2-этажными флигелями. Ранее за главным корпусом был регулярный сад, простиравшийся до р. Фонтанки. Богатое внутреннее убранство середины 18 в. не сохранилось. Главный вестибюль примечателен столбами с парными колоннами.

В 1798-1800 гг. во дворце устроена церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи (архитектор Дж. Кваренги), а со стороны сада по его же проекту к главному корпусу пристроена Мальтийская капелла.

В 1827 году интерьеры дворца реконструированы (архитектор А. Е. Штауберт). Служебные флигели (ныне ул. Ломоносова, 6-10) построены в начале 19 века и перестроены в 1831-34 (архитектор А. К. Кавос).

В 1763 году Воронцовский дворец взят в казну, в конце 1790-х гг. пожалован императором Павлом I Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов, в 1810-1918 годах - Пажеский корпус.

В конце 1917  - 1-й половине 1918 гг. в бывшем  Воронцовском дворце располагались партийный клуб и другие органы Партии левых социалистов-революционеров, затем - курсы комсостава РККА, в 1920-30-х гг. - Ленинградское пехотное училище им. С. М. Кирова, с 1958 года - Суворовское военное училище. В. Г. Исаченко.

[реклама вместо картинки]
                   Дворец М. И. Воронцова.

19

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК (с 1823 года - Инженерный замок) (Садовая ул., 2), памятник архитектуры классицизма.

Построен в 1797-1801 годах (архитекторы В. И. Баженов, В. Ф. Бренна) по повелению императора Павла I на месте разобранного деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Назван в честь архангела Михаила.

Квадратное в плане здание с внутренним 8-угольным двором было окружено каналами (засыпаны в 1823 году).

Главный (южный) фасад украшен ионическим портиком, завершенным 3-угольным фронтоном (рельеф - скульпторы братья П., Д. и Л. Стаджи), и 2 мраморными пилонами с арматурой по сторонам въезда.

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, отмечен высоким аттиком, открытой террасой на парных дорических мраморных колоннах и широкой гранитной лестницей с бронзовыми статуями Геракла и Флоры (копии античных скульптур). Боковые фасады имеют закругленные ризалиты (в западном - церковь Михаила Архангела), увенчанные башнями со шпилями.

Внутренние помещения сложной конфигурации: круглые, овальные, многоугольные, с нишами. В отделке Михайловского замка участвовали скульпторы братья Стаджи, Ф. Тибо, П. Трискорни, живописцы П. и К. Скотти, А. Виги, П. Мадерни, Я. Меттенлейтер и др. (частично сохранилась первоначальная отделка Парадной лестницы, Тронного зала, Рафаэлевской галереи, Овального и Церковного залов).

Ансамбль Михайловского замка включает 2 караульни с круглыми в плане помещениями, Михайловский манеж и дворцовые конюшни (1798-1800 гг., архитектор Бренна; перестроены в 1824 году, архитектор К. И. Росси). В 1800 году перед Михайловским замком установлена конная статуя императора Петра I (скульптор Б. Растрелли, модель 1716-24 года, отлит в 1744-46 гг.; архитектор Ф. И. Волков).

1 февраля 1801 года Михайловский замок стал резиденцией императорской фамилии и оставался ею до убийства императора Павла I заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года.

В 1820 году в замке размещено Главное инженерное училище (отсюда 2-е назв., а также наименования Инженерной ул., 1-го и 2-го Инженерных мостов и Замковой ул.). В 1820-40-х гг. большая часть отделки снята, вывезена и продана.

В 1855 году часть помещений передана Николаевской инженерной академии. До 1917 года в Михайловском замке размещалось и Главное инженерное управление Военного министерства.

С 1918 года здесь действовали 1-е инженерные Петроградские командные курсы, в 1920-30-х гг. - Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925-32 гг. - Военно-техническая академия. В 1941-44 годах Михайловский замок пострадал от артобстрелов и бомбардировок, реставрирован в 1947-49, 1952-64, 1974-79 и в 1998-2003 годах.

С 1994 года в Михайловском замке - экспозиция Государственного Русского музея и Центральная военно-морская библиотека.

[реклама вместо картинки]                [реклама вместо картинки]
"Михайловский замок с площади Коннетабля".                       "Вид Михайловского замка с Марсова поля".
Худ. Ф. Я. Алексеев. 1800.                                                             Рис. Дж. Кваренги. Нач.19 в.

20

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), памятник садово-паркового искусства, расположен к западу от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Площадь Александровского парка – 120 га.
Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно архитекторы С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый канал разделяет ее на четыре квадрата с «увеселительными затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, архитекторы А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и другие мосты (1770-е гг., архитектор И.В. Неелов).
К югу от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одновременно с постройкой Александровского дворца на территории Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохранились фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части Александровского парка устроены искусственные пруды: Детский (на островке – павильон для детей императора Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам архитектора А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декоративные павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Великой Отечественной войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного архитектором С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28).
В западной части Александровского парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных императору Александру I (при императоре Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для императорских лошадей.
К северу от Александровского парка – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и другие сооружения в неорусском стиле начала 20 века.
                 [реклама вместо картинки]                                 
Александровский парк в г. Пушкине. Белая башня. Фото 1930-х гг.       
[реклама вместо картинки]
      Александровский парк. Малый Китайский мост

21

"Дом книги"
Годы постройки: 1904-1906
Архитекторы: Сюзор П. Ю.

В 1738 году на этом участке, так же как и на соседних по набережной реки Кривуши, было размещено здание манежа Бирона. В 1749 году оно сгорело. В 1776–1777 годах здесь, на углу Екатерининского канала и Невского проспекта, было построено жилое трёхэтажное здание.

Во второй половине XIX века этот участок принадлежал некоему Имзену. При нём угловой дом был надстроен четвёртым этажом. В доме Имзена работали нотная лавка К.Ф. Гольца, книжный магазин А. Дейбнера. В 1850х годах здесь размещалось ателье первого русского фотографа Сергея Львовича Левицкого, двоюродного брата А.И. Герцена. Ателье «Светопись Левицкого» долгое время было самым популярным в Санкт-Петербурге.

http://i003.radikal.ru/0807/a1/c46239f93145.jpg

К началу ХХ века немецкая швейная компания «Зингер» решила обзавестись главным офисным зданием в столице России. У «Зингера» к тому времени уже было производство в Подольске и около 3000 фирменных магазинов. Новое здание по замыслу правления должно было иметь не менее одиннадцати этажей. Его проект был поручен П.Ю. Сюзору. Выполнить это требование заказчика в полной мере архитектору не удалось из-за петербургского высотного регламента, запрещалось строить в центре города жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажных зданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел семь этажей и башню на углу здания. Эта башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра), символизирующим глобальный размах работы компании «Зингер».

http://i014.radikal.ru/0807/56/09642935e699.jpg

При постройке здания впервые в Санкт-Петербурге был применён металлический каркас. Такое решение позволило соорудить здесь огромные окна-витрины. Декоративная скульптура на фасаде дома была выполнена А.Л. Обером и А.Г. Адамсоном. Прохожих удивляло отсутствие здесь водосточных труб — архитектор спрятал их в стенах здания. Это было современное сооружение, долгое время вызывавшее отрицательную реакцию старых поклонников классической петербургской архитектуры.

За время работы в России «Зингер» одна из первых ввела торговлю своими товарами в кредит.

С началом Первой мировой войны «Зингер» объявила себя уже не немецкой, а американской фирмой. Однако это не уберегло её от грандиозного скандала. Контрразведка российского Генерального Штаба уличила компанию в проведении шпионской деятельности в пользу Германии.

Здание принадлежало компании «Зингер» до 1917 года, затем государство сменило его назначение и название. С 19 декабря 1919 года здесь располагается книжный универмаг «Дом Книги». Он занимает первые два этажа здания. Остальные пять — различные редакции и издательства. «Дом Книги» стал самым крупным подобным торговым учреждением в СССР. А в первое время своего существования до 1921 года здесь книги распространялись бесплатно. В 1930х годах писателем С.Я. Маршаком здесь была организована работа детского издательства «Лендетгиз», выпускавшего популярные тогда журналы «Чиж» и «Ёж». Работающее здесь издательство «Петросовет» только за первые пять лет выпустило более чем 2000 наименований литературы высокого полиграфического качества.

http://i047.radikal.ru/0807/33/c05a161540f1.jpg             

Во время блокады Ленинграда «Дом Книги» продолжал работать. 6 ноября 1941 года при попадании бомбы в соседнее здание (Невский пр., 30) взрывная волна выбила все стёкла в витринах. Магазин продолжил свою работу при заколоченных фанерой и досками окнах. Зимой 1941–42 годов разорвало трубы в подвальном книгохранилище. Два месяца «Дом Книги» был закрыт, его сотрудники спасали литературу. После этого торговлю вели не в стенах здания, а на лотках на улице.

22

Участок дома № 17 на Невском проспекте к 1740-м годам принадлежал портному И. Нейману, здесь находилось недостроенное архитектором М.Г. Земцовым деревянное здание. В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом.

http://i008.radikal.ru/0807/b7/4465a14e9794.jpg

На соседнем по Невской першпективе участке жил императорский повар Шестаков. Сергей Григорьевич долгое время мечтал о постройке здесь каменного здания, просил повара продать своё владение. Однако пусть бедное, но в центре столицы жильё, сосед продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать свой дом, для чего в марте 1953 года им был приглашён архитектор Ф.Б. Растрелли. На время работы зодчий поселился в первом этаже дома Строганова. После 1 ноября 1753 года повару всё-таки пришлось переселиться на участок дома № 19, так как деревянные дома неожиданно сгорели. Об этих событиях Сергей Григорьевич писал в письме своему сыну Александру:
Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями, что удивления достойно.

Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна. Вскоре здесь же императрица отметила свой день рождения.

Участие в строительстве частного здания Ф.Б. Растрелли является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов оказался единственным заказчиком, отблагодарившим Растрелли в полной мере. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора.

Простенки между окнами украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

В 1756 году, после смерти Сергея Григорьевича, дворец перешёл во владение его сына, Александра Сергеевича Строганова. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств. В 1787 году интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Им во дворе вместо служебных построек были построены два новых флигеля — южный и восточный. Таким образом здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

В 1793 году дворец перестраивал бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин. В результате этих работ изменились не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой. В 1790-х годах в здании произошёл сильный пожар. Выгорел практически весь дворец. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только Бальный зал. Это единственный в Санкт-Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Однако здесь не было спальни, так как владелец привык спать в разных комнатах в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек — певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы…

http://i010.radikal.ru/0807/59/bdc8751dd15b.jpg

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его сыну — Павлу. Единственный сыл Павла Александровича был убит в Краонском сражении во Франции, граф вынужден был учредить маойрат Строгановых — неделимое имущество, передававшееся по наследству старшему в роду. После смерти Павла в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне. В 1818 году она выдала замуж свою дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул. Младшая дочь Софьи Владимировна Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П.С. Садовников. Им был создан Арабесковый зал. Во дворе Садовниковым была сооружена голубятня, просуществовавшая там до начала ХХ века.

После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году дворец отошёл внуку — графу Сергею Александровичу. В XIX веке дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец — розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане. В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию.

http://i067.radikal.ru/0807/aa/e136e83c92a0.jpg

После 1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец был национализирован, здесь открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому Музею, в доме расположилась Академия сельскохозяйственных наук. В 1988 году здание передано Русскому музею. В 1991 году дом начал реставрироваться, открылся филиал музея. Здесь действует экспозиция восковых фигур. Во дворе открыт кафе-ресторан «Строганов двор». В 2003 году закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

Невский пр., 17 — практически единственное здание на проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования.

В настоящее время во дворце реставрируются помещения, восстановлением интерьеров руководит Элен Строганова.

23

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Невский просп., 17), памятник архитектуры позднего барокко. Первоначально 2-этажный дом на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (1738, арх. М. Г. Земцов) перестроен в 1752-54 (арх. Ф. Растрелли) для барона С. Г. Строганова . Центр выходящего на Невский проспекта фасада выделен въездной аркой, оформлен парными коринфскими колоннами и завершен раскрепованным лучковым фронтоном с гербом Строгановых. Окна бельэтажа украшены в наличниках лепными мордами львов, внизу - круглыми рельефами. Балконы имеют узорные кованые ограды. В парадной анфиладе выделяется 2-светный Большой зал, декорированный лепниной и живописным плафоном (1753, художник Дж. Валериани).

В 1787-91 архитектор Ф. И. Демерцов возвел два дворовых флигеля, переделал некоторые интерьеры дворца в стиле классицизма, создал Минеральный кабинет и Картинную галерею.

В 1790-х гг. архитектор А. Н. Воронихин перестроил южный корпус, отделал Физический  кабинет в "египетском стиле", Парадную столовую, Малую гостиную, обновил Парадную лестницу и Большой зал. В 1-й пол. 19 в. различные работы в Строгановском дворце осуществляли архитекторы И. Ф. Колодин, И. И. Шарлемань и П. С. Садовников.

С 1756 дворцом владел граф А. С. Строганов (1733-1811), среди его посетителей Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, В. А. Жуковский. Здесь хранилась богатая коллекция картин (ныне в Государственном Эрмитаже).

В 1918 С. д. национализирован, в 1919 в нем открыт музей, а после его ликвидации в 1929 - Институт прикладной ботаники.

В 1939-88 в здании размещались научно-исследовательские учреждения Министерства судостроительной промышленности.

В период блокады 1941-44 Строгановский дворец пострадал, в 1948-54 и 1966-67 реставрирован, в 1988-91 передан Русскому музею и стал его филиалом (ведется комплексная реставрация, в залах открыта экспозиция из собрания Русского музея).

24

Darling написал(а):

Петропавловская крепость

http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/75070428.19/0_75169_5eeb4395_XL.jpg
«Фонарик» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (30-12-2011 11:27:14)

25

Darling написал(а):

"Дом книги"

26

Darling написал(а):

КОНСТАНТИНОВСКИЙ ДВОРЕЦ

http://s003.radikal.ru/i202/1101/e8/dd2911cdca77.jpg

Отредактировано Suntos (17-01-2011 11:40:54)

27

Darling написал(а):

БОЛЬШОЙ КАСКАД,

28

На Невском

29

Darling написал(а):

БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ ДВОРЕЦ (Невский просп., 41)

http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/foviks21.8/0_4da64_3c6a075d_XL.jpg
«Блистающий Питер.» на Яндекс.Фотках

Отредактировано Suntos (30-12-2011 11:26:36)

30

Сказочно..))