Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ, узнаваемые совокупности композиций приемов, форм и декора зданий, различия которых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетическими предпочтениями и характером архитектуры культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петербургской архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись.

К основным Архитектурным стилям относят:
Барокко, подразделяющийся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.) и зрелое, или "стиль Растрелли" (1730-50-е гг.). 
В пришедшем на смену ему классицизме также прослеживаются подпериоды: ранний (1760-70-е гг.), строгий (1770-90-е гг.) и высокий (1800-30-е гг.) классицизм. Иногда два первых периода называют "екатерининским", а последний - "александровским" классицизмом (или ампиром); особняком стоит "павловский" классицизм (2-я половина 1790-х гг.). С конца 18 в. в Архитектурных стилях проявляются элементы ранней эклектики ("готицизмы" или "китайщина" в дворцовых ансамблях). С 1830-х гг. до конца 19 века бытовал поздний ("николаевский") классицизм.
Параллельно в 1830-1910-х гг. в петербургском зодчестве получил широкое распространение историцизм (эклектика, историзм, "архитектура выбора"), ориентированный на формальный арсенал архитектуры прошлого (готику, барокко, Ренессанс) и на новейшие европейские стили. К историцизму относятся также "национальные" Архитектурные стили, источниками которых были зодчество допетровской Руси и Византии ("русский" или "русско-византийский" стиль середина 19 в., "византийский" и "русский" стили последней четверти 19 в.), а также "кирпичный стиль".
В 1900-10-х гг. господствующим Архитектурным стилем был модерн, подразделяющийся на ранний, "романтический", использовавший образы архитектуры разных эпох - от готики и Ренессанса до классицизма и народного зодчества (в т.ч. скандинавского - так называемый северный модерн) и рационалистический с геометризованными формами и скупостью декорации.
Среди ретроспективных Архитектурных стилей начала 20 в. - необарокко, неоклассицизм, неорус. стиль, которые отличались от эклектики крупным масштабным строем и эффектной пластикой.
В 1920-30-х гг. получил распространение конструктивизм - авангардный Архитектурный стиль с лаконичными геометрическими формами, условно изображающими конструкции.
В кон. 1930-х - 1950-х гг. в архитектуре Санкт-Петербурга преобладали стилизации в духе классицизма ("сталинский ампир"), реже - петровского барокко.
В 1960-х - 1980-х гг. превалировало "функциональное", утилитарное направление, формы которого были обусловлены индустриальным строительством.
С 1990-х гг. развивается "неомодернизм" ("неоисторизм") - нестрогие интерпретации разных Архитектурных стилей

2

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов — желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

3

БАРОККО, художественный стиль, формы которого генетически связаны с искусством поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декоративными мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья). Искусству Барокко свойственны патетическая экспрессия движений, сложность ракурсов, колористическая насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразительных фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В Санкт-Петербурге стиль Барокко утвердился не сразу: для искусства 1700-30-х гг. характерны регулярность, строгая геометрическая определенность и соблюдение симметрии, а также скромность декора (постройки архитекторы Д. Трезини, Н. Микетти, И. Г. Браунштейна, М. Г. Земцова, сады Д. Брокета, настенные рельефы Н. Пино). Наиболее выдающимся представителем зрелого русского Барокко 1740-50-х гг. был Ф.Растрелли. В произведениях архитекторов С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистические  черты. Активное использование прототипов Барокко ярко проявлялось в петербургской архитектуре 1840-1910-х гг. и вновь как тенденция - в середине 20 века.

[реклама вместо картинки]                                                       [реклама вместо картинки]

Барокко.Екатерининский дворец.                                        Барокко. Проектный макет Смольного монастыря
         Парадная анфилада

4

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры Классицизма характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой. Зарождение Классицизма в России связано с освоением архитуры культуры Возрождения, итальянских, французских и английских традиций, в конце 18 - начале 19 вв. - античных образцов. Носители культуры Классицизма - приглашенные из-за рубежа мастера и обучавшиеся за границей выпускники Академии художеств.

История Классицизма в Санкт-Петербурге подразделяется на несколько этапов. Основы Классицизма заложены в эпоху Петра I с ее культом античности и "регулярностью" планировки. Образы Классицизма 18-19 вв. отвечали мировоззрению дворянского общества в высшей фазе его развития, удовлетворяли его имперским настроениям и национальному чувству. Заказчики этой эпохи - государство и дворянство; в столице российской империи были построены лучшие здания в духе Классицизма, во дворцах были сосредоточены богатейшие коллекции живописи, скульптуры, произведений прикладного искусства. Условием расцвета Классицизма стало жесткое регулирование градостроительной и творческой  деятельности специальными государственными учреждениями (Комиссией о каменном строении, Академией художеств и др.) под эгидой императоров - Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I.

Архитектура Классицизма не делала различий между "высокими" и "низкими" жанрами: и крупные казенные здания, и скромные хозяйственные постройки оформлялись в единой стилевой системе. Для скульптуры Классицизма характерна склонностью к аллегориям, в ней часто встречаются изображения богов и героев, военных "трофеев", что отражало образ Санкт-Петербурга - "военной столицы".

С английской традицией связано создание пейзажных парков Елагина острова, Царского Села, Павловска. Крупнейшие архитекторы К. - А. Ринальди, А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, И. Е. Старов, Н. А. Львов, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, скульпторы - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос; художники - Д. Г. Левицкий, Ф. Я. Алексеев и др. 

Принципы Классицизма прослеживаются в архитектуре Санкт-Петербурга всех эпох (кроме функционализма), чем обусловлена целостность архитектурного облика его исторического центра.

[реклама вместо картинки]

                                     Мраморный дворец


[реклама вместо картинки]                            [реклама вместо картинки]

         Колоннада Казанского собора                                      Белоколонный зал Михайловского дворца

5

ИСТОРИЦИЗМ (эклектика, эклектизм), направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть Историцизма - свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых исторических стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий. Толчком к появлению Историцизма послужила эстетика романтизма, воплощенная в произведениях архитектора А. А. Менеласа в Царском Селе и Петергофе.

В Санкт-Петербурге возникновение Историцизма связано с творчеством архитектора А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24) и других архитекторов. Ведущий петербургский  зодчий середины 19 в. А. И. Штакеншнейдер виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности (Белосельских-Белозерских дворец, 1847-48, Невский просп., 41; Николаевский дворец, 1853-61, пл. Труда, 4; Мариинский дворец, 1839-44, Исаакиевская пл., 6). Приверженцами неоренессанса являлись архитекторы Н. Е. Ефимов (дома Мин-ва гос. имуществ, 1844-53, Исаакиевская пл., 4 и 13), А. И. Кракау (Балтийский вокзал, 1855-57, наб. Обводного кан., 120; особняк барона А. Л. Штиглица, 1859-63, Английская наб., 68), Г. А. Боссе (Пашкова дом, 1841-44, Литейный просп., 39; особняк Л. В. Кочубея, 1844-46, ул. Чайковского, 30). Последний наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметричной композиции (собственный особняк, 1847-49, 4-я линия В. О., 15). Ряд интересных стилизаций на темы готики создал в Петергофе архитектор Н. Л. Бенуа (здание вокзала, 1854-57, дворцовые конюшни, 1848-55).

Особое место в Историцизме занимал "русский стиль", основоположником которого в 1830-х гг. стал архитектор К. А. Тон, воскресивший в церковном строительстве мотивы московского зодчества 15-17 в. Последователем Тона выступил архитектор Н. Е. Ефимов (ансамбль Новодевичьего монастыря, 1849-61, Московский просп., 100). В противовес официально-академическому направлению русского стиля развивалась самобытная его вариация в произведениях архитектор А. М. Горностаева (Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1856-57, наб. р. Фонтанки, 44). 

У мастеров Историцизма постепенно нарастала тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности декором, наиболее ярко проявившаяся в архитектуре 1870-90-х гг. В одной композиции, на одном фасаде нередко соединялись элементы различных исторических стилей, которые произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, не связанной с внутренней структурой сооружения.

На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный архитектор М. Е. Месмахером в характере неоренессанса. Архитектор П. Ю. Сюзор и его последователи разрабатывали новый тип многоквартирного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жилой застройке (дом Я. В. Ратькова-Рожнова, 1898-1900, ул. Пестеля, 13-15; дом А. В. Ратькова-Рожнова, 1899-1900, Кирочная ул., 32-34, оба - арх. П. Ю. Сюзор).

Рационалистическую альтернативу внешней декоративности Историцизма составлял "кирпичный стиль", ведущими представителями которого являлись архитекторы И. С. Китнер и В. А. Шретер. Последний известен также как строитель театральных и банковских зданий. Последователи "кирпичного стиля", стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной "косметики", оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамическую облицовку (дом и фабрика А. И. Ниссена, 1872-73, наб. р. Фонтанки, 183; дом В. Ф. Штрауса, 1873-74, 2-я линия В. О., 9; оба - арх. И. С. Китнер, В. А. Шретер).

В период господства Историцизма в строительство широко внедрялись разнообразные инженерно-технические новшества, прежде всего металлические, а затем и железо-бетонные конструкции, однако они, как правило, не влияли на художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

[реклама вместо картинки]                 [реклама вместо картинки]
Дворец Белозерских-Белосельских                                       
                                                                                   Церковь князя Александра Невского в Петергофе

6

"КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ", принятое в искусствоведческой литературе название рационалистического направления в архитектуре 2-й половине 19 - начале 20 веков.

Представители "Кирпичного стиля" принципиально отказывались от штукатурной отделки, имитировавшей формы исторических стилей, оставляли открытой кирпичную кладку стен или применяли долговечную облицовку из керамической плитки. При отделке фасадов использовался главным образом заграничный облицовочный кирпич, в основном из Германии, выявлялись эффекты рельефной кладки, сочетания разных цветов, вводились детали из керамики и природного камня. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в Санкт-Петербурге уже во 2-й половине 18 - начале 19 веков (производственные и складские сооружения, казармы, иногда - парковые павильоны).

Как самостоятельное направление "Кирпичный стиль" формировался с середины 19 века в работах архитектора П. И. Таманского (здание Арсенала на Кронверке), Г. А. Боссе (Немецкая реформатская церковь) и особенно Р. Б. Бернгарда (Главный газовый завод, наб. Обводного канала, 74, 1858-62 гг.; Евангелическая женская больница, Лиговский проспект, 2-4, 1870-71 гг., совместно с О. Г. Гиппиусом). Дальнейшее развитие этот стиль получил в творчестве архитекторов В. А. Шретера и И. С. Китнера; их программные работы - жилой дом и фабрика А. И. Ниссена с 1872-73 гг., набережная р. Фонтанки, 183) и дом В. Ф. Штрауса (1873-74 гг., 2-я линия В. О., 9) - оказали значительное влияние на современников. Яркими образцами "Кирпичного стиля" являются собственные дома В. А. Шретера (наб. р. Мойки, 114 и 112, 1890-91гг. и 1897-99 гг.), дом П. Я. Бекеля (2-я линия В. О., 23, 1881-83 гг., архитектор Ф. К. Пуншель), дом Г. Г. Елисеева (набережная р. Фонтанки, 64, 1889-90 гг., архитектор Г. В. Барановский), комплекс тюрьмы "Кресты" и др.

Широчайшее распространение "Кирпичный стиль" получил в промышленной архитектуре. Некоторые приемы "Кирпичного стиля" применяли мастера "русского стиля" конец 19 века (архитекторы А. А. Парланд, Вас. А. Косяков, Н. Н. Никонов и др.) Ярким представителем "Кирпичного стиля" был архитектор К. К. Шмидт, в его постройках - особняке В. В. Тиса (Съезжинская ул., 3, 1897-98 гг.), Александринском женском приюте (Большой просп. В. О., 49-51, 1897-99 гг.), собственном доме (Херсонская ул., 13) и доме Г. А. Шульце (ныне ул. Куйбышева, 22, оба - 1901-02 гг.) - прослеживается переход от стилизации мотивов средне-вековой архитектуры к модерну.

В начале 20 века облицовочный кирпич (в основном светло-серого тона) стал одним из наиболее популярных материалов, его часто применяли архитекторы Р. Ф. Мельцер, А. И. фон Гоген, А. С. Хренов и многие другие. В этот период "Кирпичный стиль" трансформировался в один из вариантов рационалистического модерна.

[реклама вместо картинки]                [реклама вместо картинки]

      Дом П.Я. Бекеля. Фото конца XIX века                                           Съезжий дом Коломенской части
                                                                                                                           (наб. р. Фонтанки, 201)

7

КОНСТРУКТИВИЗМ, основное направление в архитектуре современного авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления.

Большое влияние на ленинградский Конструктивизм оказала система супрематизма художника К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрических элементов. В Ленинграде общий поворот к новому направлению произошел в 1925-27 годах с началом работ по застройке рабочих окраин. Кардинально изменившемуся социальному содержанию соответствовали новые типы зданий и градостроительных комплексов: жилмассивы, включавшие учреждения культурно-бытового обслуживания, дома-коммуны, клубы и дома культуры, школы, стадионы, фабрики-кухни и здания районных Советов. Широко вводилась типизация квартир и секций (частей домов). Ленинградский Конструктивизм отличался повышенным вниманием к художественной форме, вобрал в себя приемы экспрессионизма, на ранней и заключительной фазах - классицистической реминисценции, на стадии расцвета - выразительные средства супрематизма. Образцом соединения принципов функционализма и экспрессионизма стала фабрика "Красное Знамя" (1926-37 гг., архитектор Э. Мендельсон, Пионерская ул., 57).

Лидеры ленинградского авангарда А. С. Никольский и Л. М. Хидекель творчески применяли принципы супрематизма к конструктивистскому методу. Своеобразный синтез разных течений авангарда дал в своих графических композициях Я. Г. Чернихов. Версия "чистого" Конструктивизма представлена в ряде построек А. И. Гегелло, Г. А. Симонова, А. К. Барутчева, И. А. Гильтера, И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н. А. Троцкого, который вносил в функционалистские схемы особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е. А. Левинсона и И. И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы. Зачастую стилевым и функциональным новациям сопутствовали внешнее следование формальным приемам или предельно схематичные решения.

Откровенный утилитаризм особенно характерен для массового жилищного строительства, не всегда удовлетворявшего элементарные бытовые потребности. Отставание технической базы, низкое качество материалов также дискредитировали творческие открытия авангарда. Но несмотря на эти негативные моменты и скоротечный, насильственно прерванный цикл развития, ленинградский авангард явился заметным вкладом в отечественную архитектуру.

[реклама вместо картинки]          [реклама вместо картинки]

               Конструктивизм. .                                                      Здание Транспортной академии
Трикотажная фабрика "Красное знамя"
                 Фото 1930-х гг.

8

МОДЕРН (от французского "moderne" - современный, новейший), стиль в архитектуре и искусстве конца 19 - начала 20 вв.

В Санкт-Петербурге развивался с конца 1890-х до начала 1910-х гг.
Сторонники Модернизма стремились к созданию новых стилевых форм и средств выразительности, отказываясь от использования исторических стилей. Кардинальное эстетическое обновление предметно-пространственной среды было связано с поисками структурной целостности зданий, органичной взаимосвязи функционально-конструктивного и композиционного решений. Становление петербуржского Модернизма проходило под сильным, а на начальной стадии - определяющим влиянием новых течений европейской архитектуры.

Наиболее ранние постройки Модернизма в Санкт-Петербурге создали архитекторы Г. В. Барановский, К. К. Шмидт, В. В. Шауб Р. Ф. Мельцер. Для раннего Модернизма (до сер. 1900-х гг.) характерны преобладание текучих криволинейных форм, декоративно-орнаментальный образный строй, индивидуализация элементов, стилизация природных (в основном растительных) мотивов. Эти черты ярко проявились в произведениях архитекторов Ф. Ф. Лумберга (собств. дом в Перекупном пер., 9, 1903), Ф. Ф. фон Постельса (дом на Б. Зелениной ул., 28, 1904-05), М. Ф. Гейслера (особняк М. Г. Савиной, ул. Литераторов, 17, 1905-06). Группа особняков на Каменном острове (архитекторы В. И. Шене, Мельцер и др.) отличается выразительной пластикой, живописным силуэтом, контрастными сочетаниями материалов и неоромантичной трактовкой образа. Структурные принципы Модернизма - свободное построение плана с перетекающими пространствами помещений, асимметричная разнообъемная композиция с разными по размерам и конфигурации проемами - последовательно реализованы в здании Витебского вокзала (1901-04, арх. С. А. Бржозовский, С. И. Минаш), особняках М. Ф. Кшесинской (1904-06, арх. А. И. фон Гоген, см. Кшесинской особняк) и С. Н. Чаева (1906-07, арх. В. П. Апышков).

Большое распространение в Санкт-Петербурге получил северный Модернизм, сложившийся под воздействием финского и шведского национального романтизма. Его основоположником и лидером был архитектор Ф. И. Лидваль, последователями - архитекторы И. А. Претро (дом на Большом просп. П. С., 44, 1906-07), Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь. Модернизм внес в застройку Сакнт-Петербурга пластичную экспрессию, напряженную динамику, активную силуэтность. Естественный камень, полихромный облицовочный кирпич и плитка, фактурная штукатурка обогатили архитектурную палитру города. В убранстве фасадов и интерьеров широко применялись скульптурный рельеф, декоративный металл, майолика, мозаика и витражи.

В зрелом Модернизме (сер. 1900-х - нач. 1910-х гг.) нарастала тяга к ясной рациональности, геометризации и лаконизму. Развитие рационалистических тенденций привело к зарождению протоконструктивистского направления Модернизма, основанного на принципах функциональной целесообразности, выявлении конструктивной основы сооружений. Примерами эстетического осмысления металлических или железно-бетонных каркасных структур с большими плоскостями остекления являются торговые здания "С. Эсдерс и К. Схейфальс" (наб. р. Мойки, 73/15, 1906-07, арх. К. Н. де Рошефор, В. А. Липский), Торговый дом Гвардейского экономического общества (Б. Конюшенная ул., 21-23, 1908-09, 1912-13, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев и др.), Новый Пассаж (Литейный просп., 57, 1912-13, арх. Н. В. Васильев). Воздействие формообразующих приемов М. отразилось также в свободной переработке ист. прототипов, характерной гл. обр. для модернизованной неоклассики (арх. Лидваль) и "неорус. стиля" (арх. В. А. Покровский, Д. А. Крыжановский, А. П. Аплаксин).

В нач. 1910-х гг. Модернизм был оттеснен неоклассицизмом и другими ретроспективными течениями.

[реклама вместо картинки]                         [реклама вместо картинки]
Модерн. Контора фабрики Э. Э. Новицкого.              Модерн. Витебский вокзал. Фрагмент отделки интерьера.