Я надеюсь меня не будете ругать, что я открыла эту тему про себя? Дело в том, что я хоть и живу в Москве, но Родина моя - это Благовещенск, Амурской области! И мне хочется чтобы Вы узнали про мой город тоже!
Благовещенск
История города
Местоположение города давно привлекало внимание русских землепроходцев. Еще в XVII в. Е.П. Хабаров основал здесь острог. Но после подписания Нерчинского договора в 1689 г., все амурские остроги русских подлежали сносу.
И только а середине XIX в., когда генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым были предприняты энергичные усилия для возвращения амурской территории России, в 1856 г. на левом берегу Амура, невдалеке от устья р. Зеи, был основан Усть-Зейский пост. Пятьдесят забайкальских казаков во главе с сотником Травиным доставили сюда продовольствие, из сплавленных бревен поставили дом. Зимовка для казаков оказалась тяжелой: вдали от обжитых мест, без медицинской помощи от цинги скончалось 26 человек.
Вскоре с новым сплавом из Забайкалья на место будущего города прибыли переселенцыказаки и солдаты 13 Восточно-Сибирского линейного батальона. Командиром батальона был капитан Я.В. Дьяченко. Под его руководством началось возведение жилья: сооружались землянки и дома-мазанки из тальниковых прутьев, обмазанные глиной. Из бревен бывшего дома казачьего поста было построено здание церкви, названной в честь Святого Николая - "Никольской", строили ее под руководством священника Александра Сизого. Так была основана станица Усть-Зейская.
В 1858 г. на Амур отправлены новые партии переселенцев-казаков и солдаты 14 Восточно-Сибирского линейного батальона. В начале мая 1858 г. В Усть-Зейскую станицу прибыли генерал- губернатор Н.Н. Муравьев и архиепископ Святитель Иннокентий (Вениаминов). 9(21) мая в Усть-Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а станица была переименована в Благовещенскую.
Отсюда 10(22) мая 1858 г. Н.Н. Муравьев со свитой отправился в маньчжурский город Айгунь на переговоры. Там 16 (28) мая 1858 г. был подписан Айгунский договор. Население станицы торжественно встретило генерал-губернатора: был устроен благодарственный молебен и крестный ход по случаю успешного решения Амурского вопроса.
Н.Н. Муравьев направил императору Александру II представление о преобразовании станицы в город. Святитель Иннокентий (Вениаминов) предложил назвать его Благовещенском. 8 (20) декабря 1858 г. высочайшим повелением была образована Амурская область. Благовещенск был утвержден ее административным центром.
В начале 1859 г. в Благовещенск прибыл первый военный губернатор Амурской области - Н.В. Буссе, соратник Н.Н. Муравьева. Казачье население бывшей станицы было переселено выше по Амуру, во вновь основанную станицу Верхнеблаговещенскую. Город стал застраиваться казенными зданиями, жилыми домами для чиновников областной администрации, в городе появились ремесленники и торговые люди. К концу 1859г. его население уже превышало полторы тысячи человек. Построены 24 казенных здания и 5 частных домов, появились первые улицы - Набережная, Большая, Релочная, Зейская.
Общее развитие города Благовещенска во второй половине XIX в. во многом было связано с золотодобыеающей промышленностью, сельским хозяйством и водным транспортом.
В городе обосновывались конторы торгово-промышленных предприятий, администрация Амурского казачьего войска, службы переселенческого управления. К концу XIX в. Благовещенскпревратился в крупный ремесленно-промышленный и торгово распределительный центр Приамурья.
Здесь уже действовали два чугунно-литейных завода, мастерские водного управления, судостроительный завод, спичечная фабрика, 5 крупных мельниц (по их мощности Благовещенск стал третьим городом России после Нижнего Новгорода и Саратова), десятки ремесленных мастерских.
Сравнительно быстрыми темпами росла численность населения города: в 1868 г. было 3,5 тыс. человек, в 1878 г. — 5 тыс., 1888г. — 20 тыс., 1898 г. — 40 тыс., к 1905 г. — более 50 тысяч, в 1913 г. — около 80 тысяч.
Существовавшее до 1909 г. льготное таможенное положение Дальнего Востока (порто-франко) с практически беспошлинным ввозом продукции из-за рубежа обеспечивало поступление в Благовещенск самых разнообразных товаров из-за границы. Исключительно благоприятное расположение Благовещенска у двух больших рек определило значение города как крупного транспортного узла. Речное судоходство стало одной из ведущих отраслей экономики области и города. Конторы управления речными службами всего Амурского бассейна находились в Благовещенске. В зимнее время многие горожане занимались, доставкой грузов на прииски, сотни горожан держали лошадей.
Железнодорожное сообщение связало Благовещенск с центром России в декабре 1913 г., когда была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка до Великой транссибирской магистрали. В начале XX века в Благовещенске уже сложилась значительная прослойка торгово-экономических предпринимателей, обеспечивавших деятельность многочисленных фирм и компаний, игравших важную роль не только в экономической жизни Амурской области, но и всего Дальнего Востока.
Среди горожан в 1913 г. было 3 тыс. лиц дворянского сословия, свыше 200 священнослужителей, более 2,5 тыс. представителей купеческого сословия, около 5 тыс.ремесленников, до 10 тыс. рабочих. В городе проживали более 5 тыс. китайцев, около 300 японцев, более 300 корейцев. В городе преобладало мужское население. Значительную часть горожан составляли городские обыватели-мещане, мелкие лавочники, чиновничество, приказчики.
В начале XX в. город интенсивно застраивался: были возведены здания двух крупных универмагов — Чуринской компании и фирмы "Кунст и Альберс", построены здания мужской и женской гимназий, административные здания, новый дом для военного губернатора, различного рода хозяйственные сооружения, складские помещения, здания военного городка и казачьего управления.
Украшением города стали величественные храмы: СвятоТроицкая церковь (Шадринский собор), Вознесенский и Никольский собор. Благовещенский кафедральный собор, МихайлоАрхангельская, Пророко-Ильинская церкви и др. В начале XX века в городе уже было более 5 тыс. строений, в том числе 3 тыс. жилых, более 200 магазинов, здание театра Общественного собрания и многие другие.
Асфальтированных улиц в городе не было, в центре на некоторых улицах были деревянные тротуары, улица Садовая была замощена камнем. Над городом в летнее время обычно висело плотное облако пыли. Транспортные потребности обеспечивались ломовыми и пассажирскими извозчиками, но в начале XX в. появились велосипеды и даже аатомобили. В 1915 г. был открыт автомобильный гараж для перевозки пассажиров и катания людей по городу. Благовещенск в дореволюционные годы имел 51 учебное заведение: три гимназии (женская и две мужских), епархиальное училище, духовную семинарию, 8 церковно-приходских школ, ремесленное и речное училища, школы начального обучения. В городе действовали кинотеатры: "Олимп", "Мираж", "Аргус" и три общественных библиотеки.
В 1891 г. город посетил царевич Николай, будущий император Николай И. В честь его была сооружена у пристани Триумфальная арка.
Годом раньше город посетил проездом на Сахалин А.П. Чехов. О победе Февральской революции в Благовещенске стало известно 3 (15) марта 1917 г. Последний военный губернатор Амурской области К.Н. Хагондоков сложил с себя полномочия, передав власть Областному комитету общественной безопасности (КОБ), в городе организовался Совет рабочих и солдатских депутатов, прошли съезды казаков, крестьян, состоялось областное земское собрание, была образована областная земская управа. С воодушевлением трудящимися города была воспринята победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.
13 (26) января 1918 г. Благовещенский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о взятии им власти в городе в свои руки. 25 февраля 1918 г. состоявшийся в Благовещенске IV областной съезд крестьянских делегатов и Благовещенский Совет объявили о переходе власти в Амурской области к Советам. Был образован Областной исполком во главе с Ф.Н. Мухиным. Земства и городское самоуправление были упразднены.
С 6 по 13 марта 1918 г. земская управа и областное казачье правление организовали выступление против Советской власти (Гамовский мятеж), но были разбиты. Власть Советов а середине марта 1918 г. была восстановлена. 10 апреля 1918 г. съездом трудящихся Амурская область была объявлена Амурской трудовой социалистической республикой.
С 18 сентября 1918 г. с падением Советской власти в Благовещенске действовали Амурское правительство Алексеевского. Земская управа, власть колчаковского уполномоченного, разместилось командование японских оккупационных войск. Нелегально сформировалось мощное революционное подполье, готовилось восстание. В обстановке нараставшего партизанского движения в ночь с 5 на 6 февраля 1920 г. революционный подпольный штаб в Благовещенске совершил переворот: власть колчаковщины была свергнута, восстановлены Советы. В 1920-1922 гг. Амурская область входит в состав Дальневосточной республики.
Благовещенск стал центром организации сил для освобождения Забайкалья и Приморья от интервентов и белогвардейцев — столицей "Красного острова", где формировались полки революционной армии, участвовавшие в разгроме белых под Волочаевкой в феврале 1922 г. 7 ноября 1922 г. была восстановлена Советская власть.
Город сегодня
С самого начала своего существования Благовещенск вошел в историю России действительно благой вестью: о подписании Айгунского договора 1858 г, и возвращении России на Амур, о завершении великого исторического дела, задуманного еще Петром I. Его местоположение у слияния Зеи с Амуром было высмотрено еще русскими первопроходцами XVII века- В 1856 г., с очередным Амурским сплавом, здесь высадились казаки и солдаты 13-го линейного батальона - первопроходцы и первостроители, основавшие по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева станицу Усть-Зейскую. Вскоре, 5 (17) июля 1858 г., станица, уже переименованная в Благовещенскую, получает статус города.
Вся жизнь Благовещенска тесно связана с развитием Приамурья, чьим деловым и административным центром он был и остается поныне. К концу прошлого века это крупнейший город на Амуре, столица золотодобычи и земледелия всего Приамурского края, важнейший амурский порт и центр амурского судоходства.
В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны Благовещенск, вместе с другими селениями области, стал первой на Дальнем Востоке и в Восточном Забайкалье освобожденной территорией с народовластием в лице Советов. Дальнейшее преобразование города - это усиление его промышленного потенциала, рост числа школ, училищ, появление техникумов и вузов, рождение научно-исследовательских учреждений.
В годы Великой Отечественой войны Благовещенску выпадает судьба фактически прифронтового города - форпоста, противостоявшего вооруженным силам милитаристской Японии, откуда в августе 1945 г, советские войска устремились на их разгром.
В послевоенные годы складывается вся основа современного Благовещенска- город расстраивается, преображается. С 1948 г. он - центр самостоятельной, в составе РСФСР, Амурской области.
Как и в других дальневосточных городах, в нем всегда бережно хранились и передавались многие из историкокультурных традиций, и в первую очередь - народной культуры.
Благовещенцы, как и все амурчане, - очень трудолюбивые, выносливые и гостеприимные люди. Именно они - залог не менее славного и надежного будущего своего родного города.
Всю свою историю Благовещенск был и остается одним из крупнейших промышленно-культурных центров Дальнего Востока. Это современный город с промышленными предприятиями, высшими и среднеспециальными учебными заведениями, профессиональными училищами, с театрами, музеями, благоустроенными улицами и площадями, скверами и парками.
Население города (на 1 января 1997 г.) насчитывает 219,9 тысяч человек.
В 4-х вузах и 15-и сред-них специальных учебных заведениях обучается соответственно более 15 тыс. студентов и около 12 тыс. учащихся.
Благовещенск - главный промышленный центр области. Здесь производится около четверти всей ее промышленной продукции. Наиболее крупные предприятия города: АО "Амурский металлист", специализирующееся на выпуске горно-шахтного оборудования; АО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции",выпускающее морские буксиры и сейнеры; заводы: электро-аппаратный, "Амурэнергоприбор", производящие электро-техническое оборудование, а также спичечная фабрика "Искра", мукомольный и маслобойный заводы, большой элеватор, кондитерская фабрика "Зея", предприятия по производству строительных материалов. В качестве важнейшего транспортного узла области Благовещенск имеет крупный речной порт, железнодорожную станцию, аэропорт, автовокзал.
В городе развита социальная инфраструктура: действует 18 банков и их филиалов, 7 гостиниц, более 100 предприятий общественного питания - ресторанов, кафе, столовых, 25 аптек, аптечных киосков, парикмахерских и других учреждений сфер услуг. Свои услуги жителям и гостям города предлагают 9 туристических организаций. Есть рынки - центральный и автомобиль-ный, более 15 микрорынков.
Ныне Благовещенск становится крупным торговым центром России на ее южных рубежах. Через него осуществляются связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В городе работают около 100 совместных и иностранных предприятий.
Вот это моя Родина! Хотела еще фотографии добавить, но не получилось!
Отредактировано незабудка (15-06-2010 15:29:41)