Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



СКУЛЬПТУРЫ, МОНУМЕНТЫ

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА ("Александрийский столп"), памятник победы в Отечественной войне 1812 на Дворцовой площади. Названа в честь императора Александра I. Сооружена в 1830-34 (архитектор А. А. Монферран). Монолит красного гранита добыт и обработан в Пютерлакской каменоломне близ Выборга в 1830-32 (работами по способу С. К. Суханова руководили мастеpa С. В. Колодкин и В. А. Яковлев), погружен на специальное плоскодонное судно и 2 пароходами отбуксирован в Санкт-Петербург. В основание постамента Александровской  колонны забиты 1250 свай длиной по 6 м. 30 августа 1832 монолит с помощью 60 кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах участвовали 3 тыс. человек, в т.ч. 1440 солдат и 300 матросов. 30 августа 1834 при торжественном открытии Александровской колонны состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль.
Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура ангела (его лицу приданы черты императора Александра I), попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульпторы П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47,5 м. В период блокады памятник поврежден осколками снарядов, реставрирован в 1963 (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ - реставратор И. Г. Блэк).
В 1977 асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по ее углам, в 2002-03 проведена комплексная реставрация, восстановлена историческая ограда.
Александровская колонна - композиционный  центр, важнейший элемент архитектурного ансамбля Дворцовой площади.

[реклама вместо картинки]                [реклама вместо картинки]

2

"МЕДНЫЙ ВСАДНИК", образное название памятника императору Петру I на площади Декабристов (по одноименной поэме А. С. Пушкина, 1833). "Медный всадник" - один из самых известных памятников русской и мировой монументальной скульптуры, первый скульптурный памятник в России, открыт 7 августа 1782 года.

Для работы над ним императрица Екатерина II по рекомендации французского философа Д. Дидро пригласила французского скульптора Э. М. Фальконе. Мастер создал программу монумента "творцу, законодателю, благодетелю своей страны", согласно которой лаконичная форма приобрела необычайно емкий внутренний смысл. По признанию автора, ему не давалось лицо Петра, которое вылепила его ученица М. А. Колло. Силуэт коня, вздыбленного властной рукой всадника, подчеркнут абрисом постамента, напоминающего взметнувшуюся волну (см. "Гром-камень"). Отливка бронзовой скульптуры осуществлена мастером Е. М. Хайловым в 1774-78 годах в мастерской Фальконе на Б. Морской ул. В 1778 г. ваятель покинул Санкт-Петербург, работы завершали архитектор Ю. М. Фельтен и скульптор Ф. М. Гордеев. Высота памятника 10,4 м.

Простое одеяние Петра напоминает русскую национальную одежду; лавровый венок - символ славы; медвежья шкура на крупе коня - сила; змея под копытами - попираемое зло. Надпись на постаменте на латинском и русском языках: "Петру Первому Екатерина Вторая" символизирует преемственность монархов. Идеальное соотношение динамических и статических элементов дает одновременно ощущение величавости и стремительного движения.

В трактовке Пушкина памятник приобрел космическое звучание:
"О, мощный властелин судьбы,
не так ли ты над самой бездной,
на высоте, рукой железной
Россию поднял на дыбы?"

"Медный всадник" отражен во многих произведениях русской литературы: от "надписей к монументу" В. Г. Рубана (1780-е гг.) до апокалиптических видений Ф. М. Достоевского ("Подросток"), А. Белого ("Петербург"), В. В. Маяковского ("Последняя петербургская сказка"), а также в иллюстрациях художника А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина (1905).

[реклама вместо картинки]                          [реклама вместо картинки]
                    "Открытие монумента Петру I".
Гравюра А. К. Мельникова с рис. А. П. Давыдова. 1782.                Памятник Петру I ("Медный всадник")

3

"ГРОМ-КАМЕНЬ", название валуна, послужившего пьедесталом для конной статуи императора Петра I. Обнаружен в 1768 году в лесу близ д. Конная Лахта местным жителем С. Г. Вишняковым (назывался "Гром-камень" потому что, по преданию, "громом" у него был отбит угол). Скульптор Э. Фальконе намеревался обработать камень на месте, но императрица Екатерина II повелела доставить его в Санкт-Петербург  в целом виде. "Гром-ккамень" (массой 1,6 тыс. т) 1 апреля 1769 года начали перемещать к берегу, для его перевозки по морю сооружено специальное  "судно Корчебникова".  26 сентября 1770 года  "Гром-камень" установлен на Сенатской площади. В честь этого события по повелению императрицы Екатерины II выбита бронзовая медаль с надписью "Дерзновению подобно".

     [реклама вместо картинки]

"Перевозка камня-грома в присутствии Екатерины II".
Гравюра И. Ф. Шлея с рис. Ю. М. Фельтена. 1770.

4

ВЕРСТОВЫЕ СТОЛБЫ, дорожные знаки в виде обелисков из гранита или мрамора, ставились на расстоянии 1 версты друг от друга на дорогах от Санкт-Петербурга до Царского Села и Петергофа. Решение об установке Верстовых столбов принято в 1764 году, они изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На Царскосельской дороге работы по установке Верстовых столбов проводились в 1774-75 годах (сохранилось 9 Верстовых столбов), на Петергофской дороге - в 1780-х гг. (сохранилось 8 Верстовых столбов). На первом и последнем Верстовых стоблах были установлены солнечные часы. Авторство Верстовых столбов приписывалось архитектору А. Ринальди, по последним данным, их автор архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Уцелевшие Верстовые столбы реставрированы в 1970-90-х гг.

[реклама вместо картинки]                                 [реклама вместо картинки]

Верстовой столб в Царском Селе               Верстовой столб на Царскосельской дороге.

5

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПАМЯТНИКИ.

Первые памятники, посвященные героической обороне Ленинграда, появились в 1944 году - сразу после снятия блокады: бетонные стелы с изображением ордена Отечественной войны в память оборонительных боев 1941-42 гг. у д. Ям-Ижора, ст. Урицк (Лигово), в парке "Сосновая Поляна", пилоны на линии фронта под Пулковом (архитекторы К. Л. Иогансен, В. А. Петров).

В честь Победы в сентябре 1945 года заложены Московский парк Победы и Приморский парк Победы. Процесс сооружения памятников событиям войны замедлило "Ленинградское дело", среди жертв которого были многие организаторы обороны Ленинграда.

С середины 1950-х гг. началось архитектурное оформление братских могил и мест массовых захоронений ленинградцев, среди которых особенно значительны Пискаревское мемориальное кладбище (1960 г.) и Серафимовское кладбище (1965 г.).

С 1965 года воздвигались памятники и мемориалы "Зеленого пояса Славы", в который вошло около 80 сооружений на кольце обороны Ленинграда протяженностью свыше 200 км и памятники на "Дороге жизни". К 20-летию Победы (1965 г.) сооружались памятники воинам нар. ополчения разных р-нов Л.: Октябрьского (1964, на Садовой ул.), Ленинского (1965, у Балтийского вокзала) и др. Интенсивно шла установка памятных знаков и мем. досок на пр-тиях и в учреждениях города в 1970-х гг.

К 30-летию Победы (1975) сооружен монумент Героическим защитникам Ленинграда . Итогом этого этапа увековечения памяти о войне стал 33-метровый обелиск "Городу-герою Ленинграду" на площади Восстания (1985 г., архитектор А. И. Алымов, скульпторы А. С. Чаркин, Б. А. Петров, инженеры-архитекторы Б. Н. Брудно, В. М. Иванов и др.). Территория памятника частично совпадает с фундаментом находившегося на площади до 1937 года памятника императору Александру III. В основание забито 52 железо-бетонные сваи длиной 26 м, монтаж обелиска массой 177 т на постаменте проведен за 40 мин. Тиражирование памятников военной тематики вело к девальвации темы и снижению художественного уровня.

Среди немногих интересных в художественного отношении памятников - "Разорванное кольцо" у Вагановского спуска на "Дороге жизни" (1966 г., скульптор К. М. Симун, архитектор В. Г. Филиппов); "Героям-лесгафтовцам" на территории академии Физической культуры (1974 г., скульптор М. П. Щеглов); "Невский мемориал" на Дальневосточном проспекте (1980 г., скульптор Л. Г. Могилевский, архитектор Д. С. Гольдгор и др.).

Симптоматичным явлением 1990-х гг. стало сооружение в память защитников города православных храмов в парке Городов-героев  и Успенской церкви на Малой Охте.

[реклама вместо картинки]                  [реклама вместо картинки]

Памятник "В бессмертие ушедшим. 1941 - 1945"                        Обелиск "Городу-герою Ленинграду"
во дворе Санкт-Петербургского университетана                                      площади Восстания

6

МОНУМЕНТ ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА
открыт на площади Победы 9 мая 1975 (подземный памятный зал - 23.2.1978). Архитектурно-скульпттурная композиция, доминанта которой - 48-метровый обелиск из блоков красного гранита. У его подножия - 5-метровая бронзовая скульптура "Победители". За обелиском - открытый круглый зал, опоясанный "разорванным кольцом" из бетона и гранита со скульптурной группой на постаменте из лабрадорита "Блокада".
Монумент развернут в сторону Пулковского шоссе, на аванплощади - скульптурные группы "Летчик и моряки", "Народные мстители (Снайперы)", "Оборонные работы", "На окопах", "Солдаты", "Трудовой фронт (Литейщицы)", "Народное ополчение". Всего в группах 26 бронзовых фигур (скульптор М. К. Аникушин).
Общее архитектурное решение в ансамбле площади Победы - С. Б. Сперанский, В. А. Каменский. В подземном зале - мозаики "1941" и "Победа" (художники А. А. Мыльников, С. Н. Репин, И. Г. Уралов), памятная "Летопись блокады" из 900 медных листов, списки воинских частей, промышленных предприятий и учреждений, принимавших участие в битве за Ленинград.
Конкурсы на проект монумента проходили в 1963-71. Сооружение (на территории 2 га) велось методом народной стройки в течение 13 месяцев.

            [реклама вместо картинки]                          [реклама вместо картинки]