Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ПИТЕРСКИЙ ФОЛЬКЛОР..


ПИТЕРСКИЙ ФОЛЬКЛОР..

Сообщений 31 страница 51 из 51

31

Одновременно с крепостью, согласно фольклорной традиции, царь закладывает Петоропавловский собор и крепостные ворота.

Петровские ворота:

http://s42.radikal.ru/i098/1004/95/1d25c6014dcc.jpg

При закладке храма царь опять же под шум крыльев парящего орла, "взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестоообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить.. "" Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла"".
Затем "царское величество, отошед к протоку, который течение лет имеет меж Санктпетербургом и кронверком, по отслужении литии и окроплении того места водою, изволил обложить другой роскат.
Тогда была вторичная пушечная пальба, и между теми двумя роскатами изволил размерить, где быть воротам, велел пробыть в землю две дыры и , вырубив две березы тонкие, но длинныя, и вершины тех берез свертев, а конца поставлял в пробитые дыры в землю на подобие ворот. 
И когда первую березу утвердил, а другую поставлял, тогда орел, опускаясь с высоты, сел на южных воротах". (стиль сохранен)
Говорят этот орел был ручным и долго жил, по одним сведениям, на Петербургской стороне, по другим, - на острове Котлин, в Александровой крепости, на гаупвахте.
И имел этот необыкновенный орел, говорят, комендантское звание.

32

Как видно из рассказанной легенды, одновременно с крепостью на Заячьем острове был заложен храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
Это была деревянная соборная церковь, в основание которой , согласно легенде, Петр зарыл золотой ковчег с частью мощей апостола Андрея Первозванного..

http://s58.radikal.ru/i162/1004/ca/e87889727a75.jpg

33

Забегая вперед, отмечу, что крепость строилась с "таким поспешанием", что это это самым серьезным образом повлияло на ход войны в Приневье.
По одному из преданий, однажды шведы, дойдя до Каменного острова, послали своих лазутчиков в строящийся Петербург.
Те вскоре вернулись и доложили, что можно поворачивать обратно, атаковать бесполезно, там уже стоит крепость.
И действительно, со второй половины 1703 года и до самого окончания войны, а она, напомню, закончилась только в 1721 году, никаких серьезных попыток овладеть Петербургом со стороны шведов не предпринималось....

34

Тем временем, заложив крепость, Петр переехал на соседний остров (ныне Петроградский).
Проходя мимо одного ракитового куста, почему то особенно привлекшего его внимание, царь срубил его, а пройдя еще несколько шагов, увидел другой ракитовый куст  и тоже его срубил.
  И вот, утверждает старое предание, на месте этих двух кустов "возник Троицкий собор и первоначальный дворец Петра Великого", известный теперь как Домик Петра1.

http://s48.radikal.ru/i119/1004/b7/3b9421c7a399.jpg

По поводу строительства знаменитого Домика существует несколько легенд.
Но об этом в другой раз.....

35

ПРОДОЛЖИМ?...)))))))))

Итак, по поводу строительства Домика Петра 1 существует несколько легенд.
По одной из них, Домик представляет собой перестроенную чухонскую хижину, по другой - никакой хижины небыло, Петр сам срубил для себя дом!
Согласно же официальной истории, Домик Петра I  - первое жилое здание Петербурга - был построен солдатами Преображенского полка за три дня, с 24 по 26 мая 1703 года.

   Собор же назвали в честь Святой Троицы, праздник которой пришелся на день основания Петербурга.
Долгое время Троицкий собор был главным храмом новой столицы.
Важнейшие государственные акты при Петре были так или иначе связаны с этим храмом.
Здесь объявлялись царские указы.
На площади перед собором, тоже названной Троицкой, устраивались смотры и парады войск, гуляния и маскарады.

Вот она, Троицкая площадь того времени . Литография Ф.В. Перро

http://s54.radikal.ru/i146/1004/ab/222ea2f4846a.jpg

А это современная Троицкая площадь.

http://s54.radikal.ru/i143/1004/46/01e92d4dd5df.jpg



Здесь в 1721 году был организован грандиозный праздник по случаю окончания Северной войны и заключения мира со Швецией.
Здесь был пожертвован Петру титул императора.  На колокольне собора, увенчанной высоким шпилем, укрепили сасы, снятые с Сухаревской башни в Москве.  Это было глубоко символично.. московские часы стали показывать петербургское время.
    За свою более чем двухвековую историю Троицкий собор несколько раз горел. Его восстанавливали, постоянно изменяя первоначальный облик. Последний раз , после пожара 1913 года, его восстановили в 1928 году. Однако уже через пять лет закрыли и в том же 1933 году снесли.

На пространстве между Троицким собором и Домиком ПетраI кипела жизнь. Здесь проводили солдатские учения, устраивали городские праздники,, здесь шла бойкая торговля товарами первой необходимости. Именно здесь, на Троицкой площади возник первый городской рынок. Он назывался Обжорным.  Чуть позже "пожарного страха ради" его перевели на другое место и присвоили более багозвучное название. Он стал называться Сытным , или Ситным.
Существует несколько версий происхождения этих названий...
            По одной из них, сюда любил захаживать первый губернатор Петербурга Князь Александр Данилович Меншиков. Покупал свои любимые пирожки с зайчатиной, тут же смачно ел и приговаривал..." Ах, как сытно!!"
Вот так, будто бы, и стал рынок Сытным.

http://s39.radikal.ru/i086/1004/f8/113e2f2ba530.jpg

Но есть и другие легенды.
В старину на рынке, рассказывает одна, торговали мукой, предварительно , прямо на глазах покупателей просеивая ее через сита. Тут же продавали и сами сита.  Поэтому и рынок Ситный.
Но другие уверяют, что все таки "Сытный" и что название это произошло от слова "сыта" - вода, подслащенная медом. В специальные "конные дни" , когда на рынке торговали лошадьми, женщины продавали любимый простым народом овсяный кисель, а "для  прихлебки давали сыту".

Как бы ни банально звучало, но Петр влюбился в свой "парадиз" однажды и безоговорочно.  Неоднократно..по словам плененного шведа Эрельмана, царь будто бы говорил, целуя крест,что скорее потеряет половину своего государства, нежели Петербург.
Петербург для Петра был не только вызовом ненавистной ему старобоярской Москве, но и вызовом всему миру.
И Петр постоянно это подчеркивал.

Существует предание, что посетив Францию, Петр был так возмущен роскошью Парижа и Версаля по сравнению с ужасающей нищетой французских деревень, что якобы сказал..."Если я замечу подобное за моим Петербургом, то первый зажгу его с четырех углов"
  Рн любил свой город и гордился им. Вопреки пророчествам и предсказаниям, вопреки логике и здравому смыслу, Петербург стремительно поднимался " из тьмы лесов и топи блат". Правда, цена этой стремительности была чудовищно высока. По некоторым утверждениям, "едва ли найдется в военной истории побоище , которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте"
Для петербургской мифологии эта тема всегда была болезненной и мучительной.
   Да, Петербург возводился на костях его первых строителей.
По некоторым данным, за время правления Петра I население России уменьшилось почти в четыре раза.
И можно предположить, что значительная часть безвременно умерших и погибших положена в основание новой столицы  Российской империи.
   Между тем город рос так быстро, что глазам не верилось. Среди матросов на Троицкой площади и торговцев Обжорного рынка из уст в уста передавалась финская легенда о том, что на таком топком  гибельном месте невозможно построить большой город. Видать строил его Антихрист  и не иначе как целиком, на небе, и уж затем опустил на болото. Иначе болото поглотило бы город дом за домом.
     В отличие от большинства городов мира, на становление котрых были отпущены столетия, Петербург действительно возник сразу, практически на пустом месте.
Легенды из ничего не рождаются, для их появления должны быть основания....

36

Существует предание, что  Петр I , осматривая в 1710 году окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где великий князь Александр Невский разбил шведов. Царь назвал это место латинским словом "Виктори", что значит "победа", и велел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Митрополит Феодосий водрузил крест с надписью: ""На сем месте созидатися монастырю""


http://s004.radikal.ru/i206/1004/6c/f66af2b51952.jpg

       Битва произошла гораздо выше по течению Невы, в устье реки Ижоры, но Петра не покидала убежденность в политической необходимости объединения во времени и пространстве двух событий - победы Александра Невского и основания новой столицы....

37

В августе 1724 года, за пол года до кончины Петра, мощи святого Александра Невского с большой помпой были перенесены из Владимира в Санкт - Петербург. По значению это событие приравнивалось современниками к заключению мира со Швецией. Караван, на котором доставили  мощи в Петербург, Петр с ближайшими сановниками встретил у Шлиссельбурга.  Торжества по случаю перенесения мощей Петр собирался через некоторое время завершить учреждением ордена святого Александра. Но не успел.... Орден этот учредила в мае 1725 года , уже после кончины Петра, Екатерина I//

Существовала легенда, что насамом деле никаких мощей в Александро - Невской лавре и небыло, они сгорели во Владимире во время пожара Успенского собора. Вместо мощей привезли несколько обгорелых костей. Во избежание толков и пересудов Петр буд-то бы запер гробницу на ключ.  Легенда эта включает фрагмент старинного предания, бытовавшего среди раскольников, которые считали Петра Антихристом, а Петербург - городом Антихриста, городом проклятым Богом.  По преданию,, Петр дважды привозил мощи святого Александра в Петербург, и всякий ра они не хотели лежать в городе дьявола и уходили настарое место, во Владимир. Когда их привезли в третий раз, царь самолично запер раку, а ключ бросил в воду.   Правда, как утверждает фольклор, не обошлось без события, о котором с мистическим страхом не один год передавали из уст в уста петербуржцы. Когда Петр запирал раку с мощами на ключ, в торжественной тишине он услышал позади себя ровный негромкий голос: "" Зачем все  это?? Только на триста лет""........
Царь резко обернулся и успел заметить удалявшуюся фигуру в черном......

38

Акварель
Огромное спасибо за увлекательный и чрезвычайно полезный рассказ. Ведь это НАША история.

39

Самой нравится, Олеж!!!
Читая, иногда, меня распирает...и не могу не поделиться!!!!

           Это история, Олеж, в преданиях и легендах..история, как говорят, параллельная настоящей.....
  И хоть здесь много вымысла, но ведь интересно!..увлекательно!!..и расширяет наше представление об истории нашего города...))

40

Очень интересно. Только что то я про 300 лет и фигуру в чёрном не очень понял.  Поясни пожалуйста, что имелось ввиду. Спасибо!

41

Обжора

Это легенда, Сереж..)) И хоть  в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях, все же, нельзя забывать, что события в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Вот и в этой легенде, мощи дважды привозил Петр в свой город, но они чудесным образом опять оказывались во Владимире...а в третий раз, когда он запирал раку на ключ, то услышал те роковые слова... и увидел  удаляющуюся фигуру в черном.....   Кто знает, кто это был??....Сам Антихрист??  Дух Александра Невского??  Наверное мы можем только догадываться..) Но слова сказаны, и они, передаваясь из уст в уста, дошли до наших времен....

И пророчество...........я думаю, оно сбывается!!   Как это ни горько и ни печально!...
Ведь идет усиленное уничтожение старого города.!!!...   
И когда построят Газпромовский небоскреб, то нашему городу точно придет конец...... 
Может не в буквальном смысле...а может и в буквальном!!!....
Ведь мы на болоте стоим.....!! 

Об этом много говорится в сообществе, если интересно - почитай...

http://my.mail.ru/community/club_akvarel

Прости, что не ответила сразу...

42

Интересная легенда, спасибо. Вообще всё, что связанно таинственностью вызывает интерес. А насчёт небоскрёба... Сама ведь знаешь из истории, сколько таких проектов было. Кому то взбрело в голову и ни у кого смелости не хватает объяснить, что человек делает ошибку. Да и потом, крутится ведь всё не вокруг здравого смысла, к сожалению, а вокруг денег. У нас тут тоже хотят у аэропорта вторую полосу открыть и вокзал перестроить. Названы веские причины, почему этого делать не надо и выступает много народа в поддержку этого. Но вот так уж решила "верхушка" и работы уже ведутся. А какие деньги в рекламу "вбуханы"! Наверное не один десяток ртов могли бы безбедно жить.

43

К сожалению....    (..   Это говорит о том, что управлению  надо специально учиться, быть не марионеткой в чужих руках, а иметь собственное, на все , мнение!!!    Чесслово, хочется иногда придушить некоторых, за недальновидность,за сиюминутность, за однобокость...!!Обжора

44

А давайте продолжим??))))

Первоначальный проект замкнутой монастырской территории, окруженной келейными корпусами с соборным храмом в центре, разработал в 1713-1715 годах первый архитектор Петербурга Доменико Трезини. Тогда же началось и строительство, которое растянулосьна весь 18 век. Несомненной удачей следует считать связь архитектурного пространства монастыря с городом, включение его в городскую черту. С этим прекрасно справился архитектор Иван Егорович Старов. Он как бы продолжил перспективу Невского проспекта внутрь монастыря, создав замечательные ворота с надвратной церковью и площадь между монастырем и проспектом. Вы ход на эту площадь со стороны Невского проспекта Ставров оформил двумя скромной архитектуры домами, как бы вводящими в круг архитектурных образов монастыря. Так блестяще завершилось художественное вопрощение политической идеи Петра: соединить периферийно расположенный Александро - Невский монастырь - духовный центр строящегося Петербурга - с его логическим, политическим и военным центром - Адмиралтейством.

http://s005.radikal.ru/i212/1004/e9/37bd4f460203.jpg

45

Широко известна необычная для континентальной России любовь нового императора к морю.
Она зародилась еще в детстве и сохранялась на протяжении всей жизни Петра.
Все связанное с морем приводило его в неописуемое восхищение. Известно предание, как, будучи в Англии, он посетил специально в его честь устроенную *примерную морскую баталию*.
*Если бы я не был царем,- будто бы задумчиво пробормотал Петр,- то желал бы быть адмиралом великобританским*.
А вернувшись в Россию, чуть ли не главным в своей внутренней политике сделал создание русского флота..

Адмиралтейство, или, как тогда говорили, Адмиралтейский двор, с верфью для строительства судов заложили в 1704 году по чертежам самого Петра.

Адмиралтейство при Петре:

http://i051.radikal.ru/1004/6b/158bd6d37cf0.jpg

В 1719 году была предпринята первая перестройка Адмиралтейства под руководством *шпицкого и плотницкого мастера* Гетмана ван Болеса. 
Тогда то над въездными воротами  и установили высокий *шпиц с яблоком* и корабликом на самом острие *шпица*.
С тех пор ни одна перестройка -а их было две: в 1727 - 1738 годах по проекту И.К. Коробова и через сто лет, в 1806 -1823 годах, по чертежам А. Д. Захарова - не посягнула на эту удивительную идею ван Болеса.
За два с половиной столетия Адмиралтейский шпиль с корабликом превратился в наиболее известную эмблему Петербурга.

http://s52.radikal.ru/i136/1004/9e/54a545b464c4.jpg

http://s51.radikal.ru/i133/1004/e0/9a6150a36426.jpg

Уже в 18 веке вокруг кораблика началось мифотворчество, поскольку ни один корабль, построенный Петром до 1719 года, ничего общего с корабликом на **шпице* Адмиралтейства не имел.
Родилась легенда, что прообразом его был первый русский военный корабль, построенный пр царе Алексее Михайловиче.
Действительно, *тишайший* царь Алексей Михайлович построил в 1668 году боевой корабль *Орел*. Размером он был невелик - чуть более двадцати метров в длину и шесть с половиной в ширину.
На нем впервые был поднят русский морской флаг.

http://s55.radikal.ru/i147/1004/b0/91242f21ec1f.jpg

*Орел* строился на Оке, и первое свое плавание совершил по Волге, от села Деденево до Астрахани.
Однако там он был захвачен отрядом Степана Разина и сожжен.
Сохранилось изображение этого *прадедушки русского флота*, сделанное неким голландцем. И, пожалуй, есть некоторое сходство кораблика на Адмиралтействе с изображением на рисунке.
  С 1886 года тот подлинный кораблик находится на экспозиции Военно - Морского музея, а на его месте, на Адмиралтейском шпиле, установлена точная копия.

46

Вокруг знаменитого кораблика витает множество мифов.
Одни говорили,  что внутри позолоченного шара находится круглая кубышка из чистого золота, а в кубышке будто бы сложены образцы всех золотых монет, отчеканенных с момента основания Петербурга.
Но открыть ее сложно, потому что тайна секретного поворота, открывающего кубышку, якобы безвозвратно утеряна.
Другие утверждали, что никаких монет в кубышке нет, зато, говорили они, все три флага на мачтах кораблика уж точно сделаны из червоного золота.
А в носовой части кораблика хранится личная  буссоль Петра I.
Строились догадки и фантастические предположения о названии кораблика.
Одним удалось будто бы прочитать: * Не тронь меня*, другим: *Бурям навстречу*.

На парусах действительно есть текст..

  Но о нем расскажу позже...

47

Акварель написал(а):

витает множество

...

Отредактировано Suntos (23-04-2010 15:07:28)

48

Так вот, о тексте на парусах кораблика...

На них выгравировано: "Возобновлен в 1864 году октября 1 дня архитектором Риглером, смотритель капитан l  ранга Тегелев,помощник - штабс- капттан Степан Кирсанов".
Шар же, как его называют, "яблоко", действительно полый. Внутри находится шкатулка, хотя и не золотая. В шкатулке хранятся сообщения обо всех ремонтах шпиля и кораблика, имена мастеров, учавствовавших в ремонтах,несколько петербургских газет XlX века, ленинградские газеты и документы о капитальных ремонтах 1929, 1977 и 1999 годов.

49

Петр был очень умным и дальновидным человеком..

Размышляя о путях просвещения и распространения знаний в России, он обратился за советом к немецкому философу - идеалисту Готфриду Вильгельму Лейбницу. Одним из таких путей, Лебниц считал собирание всяческих редкостей и создание на их основе музеев.
Эта идея настолько захватила царя, что претворение ее в жизнь стало не только государственным, но и глубоко личным делом Петра.
Приводя в ужас невежд и ретроградов, Петр издал указ " О принесении родившихся уродов".
Коллекция начала складываться еще в допетербургский период в Москве, куда свозились приобретенные царем и подаренные ему необычные вещи, инструменты, книги.
В 1714 году коллекцию перевезли в Петербург и разместили в Летнем дворце, в специально выделенном для этого помещении, названном "Куншткамерой", что в переводе с немецкого означает "кабинет редкостей". Коллекция быстро растет и очень скоро грозит вытеснить его обитателей. В 1719 году ее перевели в палаты опального к тому времени Александра Кикина на Береговую линию, вскоре переименованную в Шпалерную. Здесь, в Кикиных палатах, и открылся первый в России общедоступный музей.

50

Всю  свою жизнь  Петр лично заботился о пополнении своего музея. Он передал туда и чучело своего любимого коня и так же скелет своего выездного лакея Николая Буржуа, необыкновенный рост которого равнялся двум метрам и почти тридцати сантиметрам.
Однажды, как рассказывает старинное предание, Петр пришел в Кунсткамеру в сопровождении знатнейших людей. Указав на выставленные там редкости он будто бы сказал: " Теперь представляется полная возможность знакомить всех как с устройством тела человека и животных, так и с породами множества насекомых. Пусть народ наглядно видит богатство обитателей земного шара".
Генерал - прокурор Сената граф Павел Иванович Ягужинский, имея ввиду, что Кусткамере нужна финансовая поддержка, чтобы приобретать редкости, предложил Петру взымать с посетителей плату по одному рублю. Это предложение очень не понравилось Петру. "Нет, Павел Иванович, - сказао он Ягужинскому, - чем брать, я скорее соглашусь угощать каждого пришедшего чаем, кофе или водкой".

И действительно, вскоре главному смотрителю выделили 400 рублей в год на угощение посетителей.
Этот обычай просуществовал долго.  Еще при императрице Анне Иоановне посетителей угощали по желанию кофе, бутербродом или водкой, и Кунсткамера была открыта для всех без исключения сословий.

51

Удаленность Кикиных палат от центра, снижала то значение, которое придавал Кунсткамере Петр. Поэтому одновременно с переносом коллекции из Летного дворца, начали подыскивать место для строительства специального здания...

Существует легенда..и о ней я расскажу позже...


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? » ПИТЕРСКИЙ ФОЛЬКЛОР..