Питерский клуб «Акварель» от 40

Объявление



ПИТЕРСКИЙ клуб "АКВАРЕЛЬ" от 40...



Санкт-Петербург

Радио онлайн
Добро пожаловать на форум!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ПОЭЗИЯ, ПРОЗА » Выбирай писателя так, как выбираешь друга.


Выбирай писателя так, как выбираешь друга.

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

Сам я толком не знаю, что от жизни я жду,
На подножку трамвая я вскочил находу
Да наверное круто, повернув невзначай,
Где-то сбился с маршрута непутёвый
трамвай.
И потом как попало скрежетал, громыхал
С одного перевала на другой перевал.
Отовсюду нагрянув, обступили меня
Карусели каштанов и домов толкотня,
Блески звездных колючек, пляс осенней
трухи...
Мне не выдумать лучших, чем вот эти стихи.
И, пожалуй, что в этом биография вся.
Оставался поэтом, на подножке вися.

32

Я принял большую дозу
Жизни. Я старым стал.
Неплохо бы выбрать позу.
Забраться на пьедестал.

И сделаться темным камнем.
Мне это бы помогло
Утешиться! А пока мне
Тоскливо и тяжело.

Претенциозно-фальшивы
Все позы мои подряд.
Вот я стою плешивый,
Задумчивый, как Сократ.

Наверное, языкато
Сострит какой-нибудь жлоб:
«Плешь-то как у Сократа,
Да не Сократов лоб!»

А вот еще, смуглолицый
Смеющийся старикан,
Подмигиваю девице,
В руке у меня стакан.

Однако игру веду я
Заведомо не свою:
Девицы не околдую,
Стакана я не допью.

Стало уже привычным,
Что поза всегда не та.
Но есть еще жест циничный
Горохового шута –

О всём говорить с придиркой,
Подленьким шепотком,
С гримасою, с подковыркой,
С ужимкою, со смешком...

33

Еле красноват,
Гаснет небосвод.
Из окна глядят
Человек и кот.

А уже темно
Посреди двора,
Штору на окно
Опустить пора.

У кота другой
Ко всему подход,
Видишь, шерсть дугой
Выгибает кот.

Где-то белка куст
Чуть пошевельнет,
Кот почуял хруст,
Притаился кот,

Вжалась голова,
Кот ступил шажок
Да едва-едва
Удержал прыжок.

Человеку прыть
Эта ни к чему,
Штору опустить
Хочется ему.

Как же так стряслось,
Что живет вдвоем,
А пекутся врозь
Каждый о своем?

34

Они горят оранжево, багрово.
Их ветер только что с ветвей сорвал.
Меня ты, осень, обступаешь снова,
Как пушкинского рыцаря скупого
Блистающий монетами подвал.

Мне это тоже не досталось даром!
Пусть не ценою слез или невзгод,
За эту осень с раскаленно-ярым,
Кидающимся под ноги пожаром
Сполна уплачен жизни целый год.

Но незачем жалеть о том, что тратим,
О том, что каждый миг мы отдаем
Садам, дроздам, друзьям, стихам, объятьям.
Что временем за красоту мы платим,
Пока нам вечность не построит дом.

35

Она задержалась у края стола,
Она на тарелку сардинку брала.

Она наклонилась в полуоборот.
Ее вероломный запомнил я рот.

Однажды в компании, нежно-пьяна,
В такси умиленно болтала она.

А раз ее видел я в зимнем пальто...
Пусть всё это так, но всё это не то,

Я знаю, какие-то это куски
Моей ненасытной последней тоски.

Я мог рассказать бы намного верней
Об Анне Карениной, а не о ней.

Я знаю, что несколько раз для нее
На сцене лицо загоралось мое,

Я знаю, меня не забудет она
Сидящим с бокалом вина у окна,

Но всё это тоже какой-то кусок, –
Рука на весу, поседелый висок,

И временем всё, как водой, залито,
И знает она, что всё это не то,

Что нам не составить во веки веков
Картины единой из разных кусков.

36

Проходит жизнь своим путем обычным,
И я с годами делаюсь иным,
И что казалось грозным и трагичным,
Мне кажется ничтожным и смешным.

Испуганная пролетает птица.
Гром тишину ломает на куски.
И мне теперь от красоты не спится,
Как не спалось когда-то от тоски.

37

Я опустил окно в автомобиле.
Был зимний день. И я услышал вдруг
Между ветвями: «Билли! Вилли! Билли!» –
Попискивало несколько пичуг.

Они о чем-то спорили по-птичьи,
Но на своем английском языке.
Был зимний день. И белое величье
Снегов сливалось с небом вдалеке.

И вспомнил я – такие миги редки –
Оставленное где-то позади:
«Выдь-выдь! выдь-выдь!» – просила птица с ветки,
А ей в ответ: «Уйди! уйди! уйди!..»

38

Всё мудро устроено в мире, –
И то, что замужем ты,
И то, что в твоей квартире
Стоят на столе цветы.

И то, что, придя с работы,
Твой муж находит уют,
И то, что эти заботы
Встречаться нам не дают.

Но если при редкой встрече
Ты мне кивнешь на ходу,
Я эти глаза и плечи
В глубокую память кладу.

Я счастлив. И нет мне дела,
Что меж нами преграды одни...
Как бы ты мне надоела,
Если бы не они!

39

Розу в волосы заколите,
Веер китайский подвесьте к руке.
Вам бы где-нибудь на Гаити
Плясать на столе в ночном кабаке.

Только там, у дубовой стойки,
Где гавайской гитары стонет струна,
Всем неудачникам все неустойки
Счастье выплачивает сполна.

я открыл для себя творчество Ивана Елагина

40

А вот те шиш  Михаил Веллер

Осенняя набережная курортного города.
     - Приветствую!
     - Виноват?..
     - Багулин? Я не ошибся.
     - Решительно не могу припомнить...
     - Вы изменились меньше, чем я. Тридцать шестой, Москва, а?
     - А-а?.. да-да... но все же?..
     - А избушка под Тулой, зима?
     - Так-так-так-так... ну же!
     Багулин  -  около  70  лет,  хорошо  сохранившийся,  рослый,   седина
малозаметна в густых русых волосах. Одет тщательно, с учетом моды;  манера
держаться добродушно-покровительственная. Чувствуется,  что  человек  этот
себя уважает и собой доволен, имея к тому основания.
     Арсений - того же возраста, но выглядит старше.  Худощавый,  нервный;
некоторую  неуверенность  в   себе   прикрывает   иронией   и   порывистой
решительностью.  Новая  одежда  топорщится  на  нем,  вызывая  сходство  с
манекеном   в   провинциальном    универмаге.    Впечатление    производит
неопределенное: не знаешь, чего ждать от такого человека.
     Обозначим их для краткости просто Б. И А.
     Чуть отодвинувшись, они оценивают друг друга.
     А. Вот - встреча...
     Б. Вот встреча! Через века, а!
     А. Какими судьбами здесь?
     Б. (хозяйски поведя рукой). Живу.
     А. Здесь? Давно?
     Б. Четвертый год. Вышел на отдых - и осел на берегу теплого моря.
     А. (завистливо вздыхает). Королевский  вариант.  Хорошо  обосновался?
Как квартира?..
     Б.  (с  естественностью).  Купил  дом.  Сад.  Аркадия,  понимаешь,  и
идиллия!
     А. Мечта. Мм. Мечта. Большой?
     Б. (скромная улыбка). Не  слишком.  Шестьдесят  пять  метров.  Четыре
комнаты, кухня, веранда. Но уютно, знаешь. Жизнь  мечтал  пожить  в  своем
доме. Купил кресло-качалку!  Вечером  сядешь  в  нем  на  веранде,  пледом
накроешься,  книжку  возьмешь,  цикады  стрекочут,  море  шумит...   Винцо
домашнее свое - чистый виноград...
     Слушай! Едем ко мне! Мигом. Я на машине. Посидим... Ты-то как?
     А. У тебя машина?
     Б. Да вот же - синие  'Жигули'.  Ну,  едем.  Приглашаю.  Мы  с  женой
вдвоем, дочка в Киеве, сын в Ленинграде, попробуешь вино...
     А. (сглатывает, покачивает головой, смотрит на часы). У меня  самолет
через три часа.
     Б. Куда?
     А. В Москву.
     Б. Ты там?
     А. Да...
     Б. Так и прожил?
     А. Да...
     Б. И откуда сейчас?
     А. Из Ставрополя. Впереди гроза, вот посадили, торчим здесь.
     Б. Э, так еще сто  раз  вылет  отложат.  Едем!  От  меня  позвоним  в
аэропорт, справимся, - телефон я себе поставил,  я  тут  у  них  как-никак
депутат горсовета.
     А. (мнется) Не могу... У меня там встреча назначена...
     Б. (шутливо грозит). Небось какая-нибудь дама?.. Ох ты старый жук!..
     А. (смущенно). Что ты,  ну...  Может,  если  хочешь,  так  посидим  в
ресторане, а?
     Б. Зря. Точно не можешь?
     А. (вздыхает). Точно.
     Б. (напористо). Ну!
     А. Нет... надо в аэропорт.
     Машину Багулин ведет элегантно и со вкусом - он все делает  элегантно
и со вкусом. На лице Арсентия удовольствие от комфорта, в  позе  некоторая
напряженность.
     Б. Работаешь еще?
     А. На пенсии...
     Б. Какая?
     А. Девяносто четыре.
     Б. Что ж... Кем ушел?
     А. Инженером.
     Б. Старшим?
     А. Просто инженером.
     Б. (сочувствует со своего высока, уяснив  социальный  статус  старого
знакомого). Эх, Сенька!.. Как был ты добрым с юных  лет  -  так  небось  и
ехали всю жизнь на твоем горбу, кому не лень. Да... Семья есть?
     А. Нет, знаешь.
     Б. Женат хоть был?
     А. Да как-то все так...
     Б. Да. Ясно... Сейчас-то - что делал в Ставрополе?
     А. С похорон...
     Б. Вот как... Кто?..
     А. Сестра.
     Б. (соболезнуя барственным лицом). Годы наши... Крепись, старина.  Мы
мужчины, дело такое...
     А. (спокоен). Да. Конечно.
     Полупустой  по  дневному  времени  ресторан,   жизнь   аэропорта   за
стеклянной стеной.  Столик  в  углу;  распоряжается  за  ним,  безусловно,
Багулин.
     Б. Не 'Рене Мартен', но коньячок сносный.
     А. (причмокивает). Напиток!.. Дорог, слушай, дьявол.
     Б. (полагая, что уловил смысл). Ты  -  мой  гость  сегодня.  Да,  да,
дискуссия закрыта.
     А.  (кротко  подчиняясь).  Завидую  людям,   умеющим   жить.   Всегда
завидовал.
     Б. (принимая на свой счет как  должное;  с  самодовольством,  ставшим
нормой поведения). Умение зависит от тебя самого. Вот ты так и  остался  в
Москве. Зачем? Чего всю жизнь цеплялся? Вот - я подался  на  восток.  Надо
было решиться? - надо. Непросто? - ничего страшного. Результат? -  налицо.
Кандидатская? - пожалуйста. Докторская? - просим.  Директор  института?  -
будьте  любезны.  Трудом?  -  трудом.  Но  без  этого  дикого   столичного
суетливого напряжения и дворцовой грызни.
     А. Я всегда знал, что ты развернешься в жизни.  Не  сомневался...  Ты
всегда умел поступать по-крупному. Не боялся резко класть руля... Не  всем
это дано. Я рад, что ты добился многого. Состоялся. Ты и должен был.
     Б. (учит). А чего, чего бояться? Осмотрелся, оценил - и давай!
     А. (прислушиваясь к  трансляции  объявления  рейса  на  Гамбург).  За
границей, вероятно, бывать приходилось...
     Б. (небрежно). Случалось.  Англия,  Индия,  Алжир.  Работа,  конечно,
график  жесткий,  но  присутствовали,  прямо  скажем,  возможности  и  для
удовлетворения любопытства. Такова логика: не боишься  медвежьих  углов  -
так видишь мир.
     А. (уже под хмельком). Помню давние разговоры. Помнишь?..  Да!  Брать
судьбу за глотку. Старость... гм... вторая молодость... Молодец.  Завидую.
Прожил.
     Б. (великодушно). Ну, и у меня не  совсем  все  по  планам  выходило.
Жизнь, как известно, вносит коррективы.
     А. (с мгновенным проблеском глаз). Это точно. Вносит.
     Б. Но ты на жизнь не вали! Ты голова был, спокойный, дотошный, что я,
не помню! Тогда еще говорил: не будь лежачим  камнем,  умей  добиваться!..
Эх, журавеле... журавлев в небе.
     Беседа приобретает некоторую бессвязность, которую можно  отнести  на
счет алкоголя. Каждый  следует  скорее  мыслям  собственным,  чем  отвечая
собственнику. Впрочем, такой стиль позволяет яснее понять их настроения.
     А. Пиджак у тебя шикарный.
     Б. Лайка. У нас - четыреста рублей. Дочь из ГДР привезла.
     А. Это... она в Киеве?
     Б. Преподает в университете.
     А. А внуки есть?..
     Б. Двое.
     А. У нее дружная семья, да?
     Б. (крохотная пауза). Хорошая семья.
     А. Это замечательно.
     Б. А у тебя?
     А. А у меня? Да. А у меня - я. Холостяк. Я говорил, да?
     Б. Ах-х, гуляка!
     А. (горестно). Я не гуляка. Я -  так...  я  -  чижик...  Вот  у  тебя
было... и семья... а я старый неудачник!..
     Б. Думать надо! Бороться надо! (Неискренне обнадеживает). Может,  еще
женишься?
     А. У тебя и сын в Ленинграде...
     Б.  (с  теплотой).  Год  назад  Горный  институт  кончил.  Сейчас   в
'Метрострое', к Новому году вот премию получил. Собирается в будущем  году
в аспирантуру.
     А. Ты - победитель, да?
     Б. Гм. Бр. А что ж.
     А. Да! Вот... Слушай, а зачем ты здесь?..
     Б. (похлопывает его по плечу). На второй круг пошли. Рассказывал  же.
Пошли трения в институте, мне надоело... горите вы все, думаю.  Жалость  и
презрение: старички, сосущие проценты с прошлого. Хромает  такой  задохлик
по институту, восемь месяцев из двенадцати помирает и оклемывается, что  и
знал - перезабыл... грех один... Нет! - красиво и вовремя. Людям не мешать
и самому в удовольствие пожить. Доктор я? - доктор. Директор? -  директор.
Награды имею? - имею. Право на отдых заслужил? -  горбом  заработал.  Живу
хорошо? - как бог в отставке. Пенсии двести, и сбережений  -  на  мой  век
хватит, дом в саду и машина в гараже.
     А. И качалка на веранде.
     Б. Да.
     А. И цикады стрекочут.
     Б. Стрекочут, стервы.
     А. И запах магнолий. И море шумит.
     Б. (возможно, подозревая  иронию,  но  не  желая  допускать  подобной
мысли). Ах, старина... Вот сидим мы с тобой сейчас... Неважно  это  все...
Время все уравняет... Как подумаешь иногда - а зачем оно все было... зачем
ломался, уродовался... Может, ты-то правильней жил... Спокойно...
     А. Что было - всегда с тобой. Есть такая гипотеза - живешь всегда  во
всех своих временах.
     Б. (абсолютно согласный). Полагаешь?
     А. Ты жизнью прожитой доволен?
     Б. Да.
     А. Вот.
     Б. (утешает). Не надо ни о чем жалеть!..
     А. Сейчас посмотрим.
     Б. Что?
     А. (бледнеет. Смотрит ему в глаза  долгим  трезвым  взглядом.  Тишина
буквально материализуется до синевы и звона. Странное жутковатое  ощущение
возникает. Словно безумием пахнуло). Ты - помнишь - двенадцатое - января -
тридцать - шестого - года?
     Б. (слегка завороженно). Нет...
     А. (голосом гипнотизера). Угол Мира и Демушкина. Пятый этаж. Комната.
     Б. Ф-фу, господи! Ну конечно! Как ее звали-то...  Да  Зинка!  Акопян,
Чурин!..
     А. А вечер двенадцатого января? Зима, снег, патефон, Лещенко.
     Б. А что тогда такое было-то?
     А. Ты - в сером костюме. Акопян  принес  коньяк.  Елка.  Танцевали  и
уронили елку. Она  стояла  в  ведре  с  водой,  ведро  опрокинулось,  воду
подтирали.
     Б. Смутно... Черт его знает... Нет, наверное... Допустим. А что?
     А. Ты не помнишь, что было тогда?
     Б. (в недоумении от его тона). Да нет же... А что?
     А. Совсем-совсем не помнишь?
     Б. (чистосердечно). Клянусь - нет.
     А. Размолвочка вышла...
     Б. (со смехом). Какая даль, боже мой!.. Не подрались?
     А. (мрачно). Куда там... мне  с  тобой.  Да  и  твое  обаяние...  все
симпатии были на твоей стороне. Ты всегда умел - выставить недруга ослом и
мерзавцем.
     Б. Дружи-ище! что за воспоминания! Клянусь  -  ничего  не  помню!  Ну
хочешь - хоть не знаю за что -  попрошу  сейчас  у  тебя  прощения?  Ну  -
хочешь? Кстати - в чем было дело-то?..
     А. (с театральной торжественностью). Поздно.
     Б. Верно!..
     А. Поздно. (Вертит рюмку, опускает глаза). Ты - ты не помнишь...  Что
я для тебя... оскорбление походя, право победителя...  Были  времена  -  я
должен был бы убить тебя или застрелиться. А  ныне  -  ничего,  глотаем  и
утираемся...
     Б. (холодно). Ты, похоже, не умеешь  пить.  Никогда,  припоминаю,  не
отличался.
     А. С тех пор я многое умею. Будь спок. (Наливает).
     Б. (отчужденно). Твое здоровье.
     А. Твое понадобится тебе больше.
     Б. Чувствую, нам лучше расстаться  сейчас.  (Делает  движение,  чтобы
встать).
     А. (удерживает жестом). Прослушайте десьтиминутную информацию. Так ты
не помнишь? Начисто? Я так и подозревал. Ладно... (Откидывается на  стуле,
глубоко переводит дыхание, закуривает.  На  лице  его  появляется  улыбка,
которая  в  сочетании  с  угрюмым  выражением  придает   ему   неожиданную
жесткость, даже властность.) Начнем. Ты помнишь Ведерникова, не правда ли?
     Б. Слава богу. Естественно. Был у него  несколько  раз  на  приеме  в
Москве.
     А.  Знаю.  (Неожиданно  показывает  Багулину  фирменную  этикетку  на
изнанке галстука, на внутреннем кармане пиджака.) Нравится?
     Б. Англия... то что надо.
     А. На инженерскую пенсию, мм? Уда-ачник... А  фамилия  Забродин  тебе
говорит что-нибудь? Из аппарата референтов Ведерникова?
     Б. Слышал, похоже...
     А. Прошу. (Протягивает паспорт).
     Б. (озадачен). Не понимаю...
     А. Я сменил фамилию перед войной. Взял  фамилию  жены.  По  некоторым
обстоятельствам.
     Б. (еще не осознал). Ты-ы?!
     А. К вашим услугам. Ведерников два года как помер. Ушел и я. У  новой
метлы свой аппарат.
     Б. Ты - Забродин?!
     А. Осознал, похоже.  Далее.  Улавливаешь,  нет?  Ведерников  тебя  не
слишком жаловал, нет? А?
     Б. Сволочь был первостатейная.
     А. (укоризненно).  К  чему  категоричность?  Деловые  отношения!..  У
такого человека всегда аппарат - своего рода фильтр-обогатитель между  ним
и сферой его деятельности. А в аппарате тоже люди. Большинство пружин  ты,
естественно, не знал. А я - не главный был  винтик,  но  -  в  центральном
механизме.
     Вникаешь?
     Когда в сорок восьмом году ты не получил комбинат, а прислали Гринько
- это были просто три строки в докладной записке Ведерникову.  Как  и  кем
составляются записки - ты общее представление имеешь.  А  Гринько  был,  в
общем, здорово нужен на Свердловск! Но - ма-аленький доворотик в начальной
стадии движения. Ты ведь  прицеливался  тогда  на  комбинат  -  а  он  был
фактически у тебя в кармане уже.
     Б. (ошарашено и недоверчиво). Ты... ерунду ты говоришь!..
     А. Хорошенькая ерунда! Гринько принял  комбинат,  ты  стал  замом,  и
после первого же квартала он свалил на тебя все шишки - он-то новый, а  ты
сидел уже два с половиной года. И  тебя  удвинули  в  Кемерово  -  где  ты
абсолютно правильно сориентировался, перешел в КТБ и занялся наукой.
     Б. (говорить ему, в общем, нечего). Та-ак...
     А. (в тон ему). Та-ак... И написал кандидатскую по расчетам  нагрузки
кабелей, и ВАК промариновал ее два с половиной года, та-ак?
     Б. Ну...
     А.  Тпру!..  И  за  это  время  Плотников  защитил  в   Москве   свою
диссертацию: фактически твой метод с расширенным применением. И его заявка
была признана оригинальной, так что ты оставался даже  без  приоритета,  а
тема эта  стала  плотниковской,  и  он  сделался  на  ней  членкором!  Как
тормозится диссертация в ВАКе, тебе, надеюсь, не  нужно  долго  объяснять.
Что Плотников работает на Ведерникова, ты тоже, если и  не  знал,  то  мог
догадываться. А кто приложил руку, чтоб ты не проскользнул? Пра-авильно...
     Б. Слушай... Погоди... Слушай!.. (Машет  рукой  протестующе,  как  бы
пытаясь задержать.)
     А. (с лицемерной печалью). Мне очень  жаль,  что  ты  не  помнишь  то
двенадцатое января на Демушкина. (Стукает ладонью по столу,  начальственно
и уверенно.)
     Ты защитился, и как раз пошло расширение. И твое КТБ логически должно
было бы отпочковаться и расшириться в институт. А вместо этого был  создан
однопрофильный институт в Омске! Ай-ай-ай какая досада, а? И сел  на  него
Головин! И сейчас  Головин  -  в  министерстве!  Ведерников?  А  что  ему:
'Доложить!' Естественно - доложил. Оч-чень, кстати, он мою память ценил. И
благодаря моей памяти Каплин не взял тебя в Челябинск. А Плотников за  это
время стал доктором и получил Государственную! Так?
     Б. Ну... (Совершенно смят, растерян и потерян.)
     А. Щербину помнишь?
     Б. Зав по кадрам?
     А. Именно. Двоюродная сестра моей жены была его женой. Понял?
     Б. Вот ка-ак...
     А. И ты опять крутнулся, и перебрался в Красноярск, и скромно сел  на
отдел - отдел! Отметим должное - перспективный отдел, точно  рассчитал.  И
защитил докторскую ты  только  в  шестидесятом  году  -  а  был  тебе  уже
пятьдесят один, и перспективным  ты  быть  потихоньку  переставал.  И  ВАК
продержал твою докторскую еще четыре года, и  когда  в  шестьдесят  шестом
получил институт - это был потолок. Потолок!
     Б. (с выпущенным воздухом). Во-он оно что...
     А. В шестьдесят восьмом тебе представился  последний  шанс,  помнишь?
Симпозиум в Риме через  доклад  в  Москве,  опять  же  через  Ведерникова;
определение основного направления дальнейших работ. И ты не поехал. Поехал
Синицын. И кончилось тем, что Синицын тебя съел.
     Вот и вся твоя карьера.
     Б. (тупо). Я всегда  чувствовал...  Я  всегда  предполагал...  Чья-то
рука...
     А. Верно чувствовал. Продолжаю. Раздел мелочей быта.  Только,  прошу,
без эксцессов. Ну - когда ты еще такое узнаешь, а? Гамбургский счет.  Мне,
видишь ли, немного обидно, что ты  совсем  забыл  тот  вечер  двенадцатого
января.
     Да. Мне всегда нравилось на тебя смотреть: такой красивый, уверенный,
такой любимый женщинами. Рога очень  тебе  идут.  Вообще,  когда  жена  на
двенадцать лет моложе - это чревато, ты не находишь?
     Б. (тихо, багровея). Сотру, мразь!..
     А. (холодно). Сначала имеет смысл  получить  информацию,  нет?  Итак:
пятьдесят первый год, и она одна едет на курорт, Крым, ах, прелесть!..  Ты
на что рассчитывал, юга не знаешь! И без меня обошлось  бы.  Но  -  можешь
запомнить  адресок:  Москва,  Воронцов  проезд,  двенадцать,  сорок  семь.
Гонторев  Алексей  Семенович.  Можешь  процитировать   своей   супруге   и
насладиться  ее  реакцией.  Это,   видишь   ли,   мой   старый   знакомец,
профессиональный, я бы сказал, бабник. Жизнь на это  дело  положил!  После
него ей с тобой в постели ну никак не могло быть интересно. Ты  же  в  это
время утрясал в Москве  собственные  дела.  Ну,  я  и  спросил  как-то  по
телефону Будникова, где семейство твое. А Леша -  Гонторев  -  как  раз  в
отпуск ехал. Я и порекомендовал ему, с присовокуплением личной просьбы.
     Б. Ложь, бред, ахинея!!.
     А. Не думаю... Леше нет надобности  хвастать...  Да  они  письма  мне
показывал... Полюбопытствуй, заявись к нему. Да и поройся получше в памяти
- как она вела себя с тобой первое время после того отпуска, - поймешь. Ты
же самоуверен и слеп, как все супермены.
     Б. (мотая головой). Вранье! Просто дохнешь от зависти,  старый  хрыч,
перст без подпорки!
     А. (иронично). Я?.. Не смеши. Я  почти  прадедушка.  Четверо  внуков.
Какая зависть?
     Б. (упрямо цепляясь). Все врешь. Нет никого и ничего  у  тебя!  И  не
было!..
     А. (издевательски). Прошу в гости. Приму в приличной квартире, те  же
шестьдесят пять метров, что у тебя. Дача - сносная, хотя и не  в  Кунцеве,
все удобства. Еще что? Машина. Не люблю тупорылых 'Фиатов'. Серая 'Волга',
скромно и со вкусом. Не  веришь?  (С  наслаждением,  медленно  вынимая  из
внутреннего кармана роскошный бумажник,  из  него  -  пачку  фотографий  и
водительские права). Прошу.
     Б. (неохота борется в нем с недоверием и любопытством.  Смотри).  Что
ж. Поздравляю. Что еще имеете сообщить?
     А. Не вспомнил двенадцатое января?
     Б. (взрываясь). Нет! будь оно  проклято!  (С  истерическим  смешком).
Кровавое двенадцатое января.
     А. (светским тоном). Напоследок -  пара  милых  пустяков.  Дочь  твоя
кафедру в Киеве не получила и вряд ли получит.  Колесницкому  она,  видишь
ли, не нравится. Наберись нахальства - позвони ему, спроси,  не  поступала
ли информация из Москвы. Колесницкий подчинен Семенову, а  Семенов  дружен
со Щербиной. Крайне просто.
     Б. Все?
     А. С аспирантурой твоего наследника,  куда  он  уже  раз  не  прошел,
вариант аналогичный.
     Б. Все?
     А. И логическое завершение. Сиди  мужественнее,  экс-мужчина.  Нахожу
уместным сейчас двум врагам, сидящим лицом  к  лицу  и  подводящим  итоги,
выпить за здоровье друг друга. (Пьет). А здоровье у тебя, милый мой, ни  к
черту. (Его начинает разбирать смех.) Ха-ха-ха! удачник! ха-ха-ха!
     Б. (уничтоженный, скрывая тревогу). Ну?
     А. (бессердечно). Ха-ха-ха! У тебя язва, да?  Ха-ха-ха!  Ох,  прости!
ха-ха!.. (Утирает слезы.) У тебя рак, любезный. Рак. И жена это  знает.  И
дети. И если ты найдешь способ заглянуть в свою карточку, тоже узнаешь.  И
если просто перестанешь прятать от правды голову под крыло, то  припомнишь
все симптомы и сам поймешь.
     Б. Откуда ты знаешь?
     А. Разве я не могу по-хорошему  поинтересоваться  у  врача  здоровьем
старого друга, дабы, скажем, облегчить его страдания дефицитным лекарством
из Москвы?
     Теперь - все.
     Да. Объяснение.
     Я-то, видишь ли, хорошо запомнил вечер двенадцатого  января  тридцать
шестого года. Это не прощается. Жизнь с плевком твоим в душе прожил. Вот и
разделал тебя под орех. Наилучшим образом и способом.
     А сейчас - позвонил, узнал в горисполкоме твой день и часы  приемные,
специально прилетел. Ну, отдохнул заодно пару дней - можешь  справиться  в
'Приморской' о моем счете. И встретил тебя - как хотел, нечаянно. Выслушал
сначала твою собственную версию  счастливой  жизни.  Ха-ха-ха!  Удачник...
Приехал пенсионер доживать старость в домике с садиком, так  тут  скоро  и
скапустится.
     Б. Да что хоть было в тот чертов вечер?!
     А. Вот вспоминай и мучься.
     Б. (последняя вспышка сил). А меня  ведь  еще  хватит  на  то,  чтобы
сейчас избить тебя.
     А. Фу. Несолидно. Два старых человека. Меня ведь хватит  еще  на  то,
чтобы отравить тебе последний год существования. Излишки площади,  излишки
участка, заявление в милицию об избиении, письмо из Москвы - и никто  тебя
здесь не защитит.
     Все. Свободен.
     Б. (не находит ничего крепче театральной формулы). Будь ты проклят.
     А. (ласково и недобро). Не волнуйся. А то еще вмажешься куда на своей
жестянке. ГАИ - а ты пил, откупаться ремонт...
     Некоторое время молча,  неподвижно  смотрят  друг  на  друга.  Причем
сейчас:
     Багулин - старик за семьдесят, очень усталый,  одетый  со  смешной  и
жалкой претензией.
     Арсений - собранный,  жесткий,  полный  того,  что  принято  называть
нервной энергией. Строен, худощав, дорогие вещи сидят на  нем  свободно  и
небрежно.
     Багулин поднимается и уходит, и хотя идет он сравнительно  нормальной
походкой, но кажется, что он горбится и шаркает ногами.
     Уже темно. За  стеклянной  стеной  в  густой  сини  -  мигающие  огни
самолетов. Зажигается свет.
     Арсений смотрит вслед Багулину, достает носовой платок, отирает  лицо
и  шею  и  -  словно  это  был  фокус  с  волшебным  платком  -  неуловимо
преображается в того старика, каким и был в начале встречи.
     А. (внимательно оглядывает стол, считает  в  уме,  достает  бумажник,
пересчитывает деньги. Облегченно). Хватает. Так и  думал.  Придется  ехать
общим. Ладно, меньше двух суток... (Говорит с собой негромко  и  спокойно,
как человек, давно привыкший к одиночеству). Вот уж поистине -  старческое
безделье и маразм... Но крепко  я  его  придавил.  Крепко...  Всему  вроде
поверил, а!.. А что - я весной месяц  этим  развлекался:  все  сходится...
людей половина уже перемерла, - и при желании не опровергнет. С женой даже
если - Лешка подтвердит... не-ет, психологически я тебя прищучил, Багулин.
И диагнозу своему ты теперь до конца никогда  не  поверишь...  нехай  тебя
покрючит. (Закуривает, закашливается, разгоняет дым рукой.)
     Кхе! Кх-хе!.. Да. А ведь - боялся я тебя всегда, Багулин. И сейчас  -
тоже... побаиваюсь. Ты - сильней...  крупней,  так  сказать.  И  ничего  -
ничего мне было с тобой не сделать. Не убивать же, в самом деле.
     Вот - сыграл наверняка. Без малейшего риска,  друг  мой.  И  разрушил
изрядно всю твою жизнь, не правда ли? Не более чем сменой точек зрения.
     Смешная жизнь - уничтожается сменой точки отсчета, а!..
     А ведь даже пощечину дать тебе не посмел...  Так  и  прожил  жизнь  с
фигой в кармане. И под конец фугу эту показал. Ничтожество... А ты  -  да,
так или иначе ты величина. Или - мнимая величина, если я тебя так?
     Но ты не помнишь... Что же - тот вечер в итоге обошелся тебе  дорого.
Вспоминай! (Хихикает.) Это было не двенадцатого января, а  шестого  марта,
ты можешь вспоминать долго!..
     Ох, паспорт менять обратно... Ну вот  же,  засела  заноза  у  старого
обалдуя! Десять рублей... а пенсия двадцать четвертого. Ну... не  помирать
же под чужой фамилией. Поиздержался я,  поиздержался...  У  Лешки  одолжу,
посмеемся в субботу над этой комедией!..  (Проходящей  официантке).  Счет,
пожалуйста.

Отредактировано колумнист Гречка (26-06-2008 15:54:09)

41

Все уладится  Михаил Веллер

     Понедельник - день тяжелый, уж это точно. Но вторник выдался  и  того
почище: Чижикова выперли с работы. Дело так было.
     В  понедельник  с  утра   Чижиков   успел   поскандалить   с   женой,
изнервничался, и когда пришел к себе в музей, все у него из рук валилось.
     Значился Чижиков в  шефском  отделе  по  работе  с  селом,  занимался
координацией этой самой работы. В обязанности его входило договариваться с
начальством  других  музеев  об   организации   выездных   экспозиций,   с
директорами совхозов - о размещении работников и экспонатов, с секретарями
райкомов - о подстраховке директоров и  с  автобазой  -  о  предоставлении
транспорта. Собственно, весь отдел и состоял-то из него одного.
     Поездки эти устраивались где-то раз в  месяц,  так  что  работы  было
немного, но и оклад  у  Чижикова  был  маленький,  и  он  подрабатывал  на
полставочки  экскурсоводом,  водил  группы  по  Петропавловской  крепости.
Жить-то надо.
     Кстати, экскурсоводом он был хорошим. Вдохновлялся, трагические  ноты
в  голосе  появлялись,  даже  осанка  становилась  какой-то  элегантной  и
значительной. Нравилось это занятие Чижикову; слушали его  с  интересом  и
жадно, что нечасто случается, и писали  регулярно  благодарности  в  книгу
отзывов.
     Так вот, значит, в тот злополучный  понедельник  все  у  Чижикова  не
ладилось. У него, правда, всегда все  не  ладилось.  У  директора  совхоза
вымерзли озимые, и было ему не до Чижикова, в райкоме все  уехали  куда-то
на выездное бюро, прижимистые музеи экспонатов не  давали,  в  трубке  все
время идиотски переспрашивали: 'Что за  Чижиков?'  -  трубка  эта  чертова
телефонная аж плавилась у него в руке, а голос осип.
     Но в конце концов удалось Чижикову все организовать, и так  он  этому
обрадовался, совершенно измученный и потный,  -  что  забыл  позвонить  на
автобазу. Просто напрочь забыл. Ну и, естественно, все приготовились ехать
- а ехать и не на чем. Кошмар! Ну и, естественно, вызвал Чижикова директор
на ковер. И наладил ему маленькое Ватерлоо.
     - Я вас выгоню в шею! в три шеи!! -  утеряв  остатки  терпения,  орал
директор. - Сколько же можно срывать к чертям  собачьим  работу  и  мотать
людям нервы! Когда прекратятся ваши  диверсии?  -  негодование  его  стало
непереносимым, он взвизгнул и топнул ногами по паркету.
     Смешливый Чижиков не удержался и хрюкнул.
     - Вот-вот, - устало сказал директор и опустился в кресло. -  Посмейся
надо мной, старым дураком. Другой бы тебя давно выгнал.
     - Петр Алексеевич... - умоляюще пробормотал Чижиков.
     - Работникам  выписаны  командировочные,  директор  совхоза  собирает
людей  в  клубе,  секретарь  райкома  обеспечивает  нормальное  проведение
мероприятия - а Кеша Чижиков забыл договориться с автобазой об автобусе. В
который раз?
     - Во второй, - прошептал Чижиков,  переминаясь  на  широкой  ковровой
дорожке.
     - А кто перехватил внизу и выгнал делегацию, которую мы ждали?
     Чижиков взмок.
     - Я думал, это посторонние, - скорбно сказал он.  -  Я  ж  хотел  как
лучше.
     - Кеша, - непреклонно сказал директор, - знаешь, с меня хватит. Давай
по собственному желанию, а?
     Чижиков упорно рассматривал свои остроносые немодные туфли.
     - А кто  обругал  Пальцева?  -  упал  тяжкий  довод.  -  Это  ж  надо
додуматься   -    пенсионер    республиканского    значения,    комсомолец
восемнадцатого года, с Юденичем воевал!..
     - Ох!..
     - Не мед характер у старика, - согласился директор. - Но он же помочь
тебе хотел. А ты с ним - матом. Он жалобу, мне - замечание сверху!..
     - Я ведь извинялся, - взмолился Чижиков.
     - А кто выкинул картотеку отдела истории пионерского  движения?  Алик
ее четыре года собирал!
     - Ремонт был, беспорядок, вы же знаете, - безнадежно сник Чижиков.  -
Глафира Семеновна распорядилась убрать лишнее, показала на угол - а  я  не
разобрался.
     - Вот тебе две недели, - приняв решение и успокаиваясь  окончательно,
резюмировал директор. -  Оглядись,  подыщи  себе  место,  а  к  концу  дня
принесешь заявление.
     -  Петр  Алексеевич,  -  Чижиков  прижал  руки  к  галстуку,  -  Петр
Алексеевич, я больше не буду.
     - Кеша, - ласково поинтересовался директор, - у кого на  экскурсии  в
Петропавловке школьник свалился со стены, чудом не свернув себе шеи?
     ...За окном была Нева, здание Академии художеств на том берегу, почти
неразличимый отсюда памятник Крузенштерну.
     - Голубчик, - сказал директор. - Мне, конечно, будет без тебя не  так
интересно. Но я потерплю. Оставь ты христа-бога ради меня и  мой  музей  в
покое.
     Чижиков махнул рукой и пошел к дверям.
     Исполнилось ему недавно тридцать шесть лет, был он худ, мал ростом  и
сутуловат. Давно привык он к тому, что все называют его на 'ты', к  своему
несерьезному имени и фамилии, которые когда-то так раздражали его,  привык
к вечному своему невезению, к выговорам, безденежью, к  тому,  что  друзья
забыли о нем.
     Он не стал дожидаться конца дня, написал заявление, молча оставил его
в отделе кадров, натянул пальтишко и вышел на улицу.
     Ревели в едучем дыму 'МАЗы'  и  'Татры'  на  площади  Труда.  Чижиков
медленно  брел  по  талому  снегу  бульвара  Профсоюзов,  курил  'Аврору',
вздыхал, пожимал на ходу плечами.
     В 'Баррикаде' он взял за двадцать пять копеек билет на новый польский
фильм  'Анатомия  любви'.  Подруги  жены  фильм   усиленно   хвалили,   но
возвращалась жена с работы поздно, и все было никак не выбраться в кино.
     Фильм Чижикову не понравился. Актрисы все были  милые  и  долгоногие,
главный герой крепколицый и совестливый,  они  увлеченно  работали,  модно
одевались, жили в просторных квартирах,  и  какого  лешего  они  при  этом
дергались и закатывали сцены, оставалось совершенно неясным.
     Потом  он  отправился  в  Русский  музей.  На  выставке   современных
художников увидел он замечательную картину:  в  тайге,  на  опушке,  стоит
маленький  бревенчатый  дом,  над  крышей  дымок  струится,  рядом   бежит
прозрачный ручей, и треугольник каких-то птиц  -  гусей,  наверное  -  или
лебедей? - тянется на закат. Картина Чижикову понравилась чрезвычайно.  Он
долго стоял перед ней, все вздыхал; ему представлялось, как хорошо было бы
жить далеко в лесу, в такой избушке, топить печку, подкладывая  поленья  в
дружелюбный огонь. Он купил бы себе двустволку и ходил на  охоту,  стрелял
бы тетеревов на полянах, а может быть, и оленей. Зимой можно  кататься  на
лыжах, а летом купаться в ручье,  собирать  ягоды  и  лежать  в  щекочущей
траве, смотреть, как в небе косяки птиц из знойной далекой Африки плывут в
северную тундру.
     - Сколько можно говорить, что музей закрыт!
     - Что?!
     - Закрыт музей! -  закричала  смотрительница  и  замахала  руками.  -
Идите, пожалуйста, на выход, русским языком вам сколько уже долдоню!
     Чижиков подумал, что надо идти домой, и на душе у него стало плохо.
     Стемнело уже,  на  тротуарах  стояли  грязные  талые  лужи,  туфли  у
Чижикова промокли. Завернул в гастроном - продукты обычно он покупал -  но
какая-то усатая толстая старуха  нахально  влезла  перед  ним  в  очередь,
продавщица наорала на него, что чек не в тот отдел, он совсем расстроился,
сдал чек в кассу и ушел.
     А зашел он в винный магазин на углу Герцена, выпил залпом два стакана
вермута, подавляя гадкое чувство, и пешком, не торопясь, зашагал к себе на
Петроградскую.
     Медленно поднялся он по истертой лестнице  на  пятый  этаж.  Тихонько
открыл тугую дверь. На кухне соседка Нина  Александровна  жарила  какую-то
чадящую рыбу. Она тут же зашевелила чутким  носом,  уставила  на  Чижикова
круглые злые глаза болонки.
     -  Пьяный   явился,   -   нехорошим   голосом   констатировала   Нина
Александровна.
     - Ну, что вы. - Чижиков заискивающе  улыбнулся,  старательно  вытирая
ноги.
     - Нарезался, милок! - наращивала Нина  Александровна.  -  Вот  так  и
живешь в одной квартире с алкоголиками! Ночами, понимаешь, курит, топает в
коридоре, кашляет под дверью, а днем пьет!
     - Молчать!! - белогвардейски гаркнул Чижиков, меняя цвета  лица,  как
светофор.
     Глюкнула  Нина  Александровна,  забилась  в  угол,  тряся   крашеными
кудельками. Победно топая, Чижиков прошествовал к своей комнате по  узкому
коридору.
     - Ах ты паразит! - взбеленилась  Нина  Александровна  вслед.  -  Я  к
участковому пойду, я квартуполномоченная, я тебя выселю  отсюдова,  пьяная
морда!
     - Расстреляю! - Чижиков запустил в нее резиновым сапогом  и  вошел  в
комнату.
     Фамилия Нины Александровны  была  -  Чижова,  и  Чижикова  этот  факт
приводил в бешенство.
     В комнате Ильюшка,  сынок,  готовил  уроки.  Блестели  очки  в  свете
настольной лампы, топорщились красные уши. Остался,  бедолага,  во  втором
классе на второй год. Эх, ушастенький-очкастенький ты мой. Чижиков подошел
к сыну, погладил по голове.
     - Учись, сынок, учись. Перейдешь в третий класс  -  велосипед  куплю,
как обещал.
     - 'Орленок'?
     - 'Орленок'.
     Сын поковырял в носу. Доверчиво прижался к Чижикову.
     - Пап, а когда мы переедем на новую квартиру?
     - Скоро, Ильюшка. Совсем уже скоро очередь подойдет - и переедем.
     - Через год?
     - Примерно.
     - Это же так долго - год!
     - Ты и не заметишь, как пройдет. - Чижиков похлопал сына по  плечику.
- Весна, лето, осень - и все.
     - Па-ап, а мы поедем летом на юг? Толька Шпаков ездил, говорит -  так
здорово.
     - Поедем, - решил Чижиков. - Обязательно поедем.
     Да, подумал он, возьмем и поедем.
     - Есть хочешь? - спросил он.
     - Ага.
     - Сейчас я чего-нибудь нам сварганю.
     Эх, а замечательно было бы пожить в той лесной  избушке!  И  с  сыном
вдвоем можно...
     Жена пришла только  в  девять  часов,  когда  они  на  пару  смотрели
телевизор: бухгалтер, что ее так задерживают?
     - Так, - сказала жена. - Телевизор смотрят, а посуда грязная на столе
стоит.
     - Ну, Эля, - примирительно забурчал Чижиков. - Сейчас я помою. Ну, не
волнуйся.
     - Еле ноги домой приносишь, а тут грязь, опять впрягайся.  Да  что  я
вам, лошадь, что ли?
     Ильюшка сжался и опустил глаза в пол.
     -  Через  месяц  кооперативный  дом  сдают,  -  мстительно   сообщила
Элеонора. - Хомяковы переезжают.
     - Что ж поделать, если у нас нет денег на кооператив? - рассудительно
сказал Чижиков. - Скоро получим по городской очереди.
     - Твое скоро... - тяжело сказала она. - Другие зарабатывают. На Север
вербуются, на целину. Вон Танькин муж полторы  тысячи  привез  за  лето  -
строили что-то под Тюменью. А ты разве мужчина? Одно название...
     - Ну, Элечка, - пытался Чижиков пойти  на  мировую.  -  Вот  все-таки
сапоги итальянские купили тебе осенью. Шуба, опять же...
     Элеонора осеклась, отвела взгляд. Лицо ее пошло пятнами.
     - Дурак, - с ненавистью процедила она.
     - Наверное, - вздохнул Чижиков и пошел на кухню мыть посуду.
     Перед сном жена вздрогнула  и  отстранилась,  когда  он  приблизился;
груди ее просвечивали под голубым нейлоновым пеньюаром. Чижиков безропотно
поставил себе раскладушку между столом и телевизором.
     Ночью он долго курил в коридоре, стряхивал пепел в щербатое блюдечко.
Все чудилась избушка, запах тайги, студеный быстрый ручей, клики  гусей  в
вышине... Наваждение - аж горло перехватило, голова закружилась.  Опершись
рукой о стену, он почувствовал что-то  округлое,  сжал  машинально;  отнял
руку, взглянул. В руке лежал непонятный фрукт.
     Чижиков понюхал его. Фрукт пах  затхлостью  и  клеем.  На  ощупь  был
шершавый, как  картон,  и  легкий.  Он  сжал  его  сильнее.  Фрукт  слегка
продавился, но соку не было. Чижиков  попробовал  куснуть  его.  Противно,
опять же вроде картона.
     Хм. Он всунул фрукт обратно в стену. Тот повис  отдельно  от  грозди,
черенок торчал в сторону. Чижиков пристроил его  поаккуратней...  Потом  с
интересом стал манипулировать.
     Откинув голову и скрестив руки на груди, эдакий художник у мольберта,
он прицелился взглядом в дверь Нины Александровны - и принялся за дело. Из
фруктов  выложил  холмик  с  могильным  крестом,  из  разломанных  гроздей
составил короткую малоприличную  эпитафию.  Оценил  творческим  оком  свое
произведение,  подмигнул,  покурил,  посоображал  кое-что.   И   довольный
отправился спать.
     Улегся он  шумно,  не  заботясь,  что  визжала  и  дренькала  хлипкая
раскладушка.
     На работу Чижиков с утра не пошел - все равно ведь. Вместо этого  он,
припоминая, листал старые записные книжки, отыскал телефон  одноклассника,
ставшего сравнительно известным в городе художником, и напросился в гости.
     Художник  трудился  на  верхнем   этаже   старого   дома   по   улице
Черняховского. Свет проходил в косой стеклянный потолок,  олифой  пахло  и
пылью, инвентарь художнический разнообразный повсюду валялся.
     - А-а!.. - встретил он Чижикова, подавая  белую  длиннопалую  руку  с
блестящими  ногтями.  Рука  настоящего  художника,  с  уважением   отметил
Чижиков, пожимая ее.
     - Добрый день, - дипломатично поздоровался он, не зная, на 'вы'  быть
или на 'ты'.
     - Здорово, Кешка, старик, - душевно сказал художник и  заулыбался.  -
Рад тебе, рад. Так, знаешь, приятно, когда  через  двадцать  лет  школьные
друзья о себе напоминают.
     - Я тоже, - сказал Чижиков, - я здорово рад, Володя, - и  еще  раз  с
чувством потряс руку.
     - Значит, за  встречу.  -  Художник  достал  из  скрипучего  шкафчика
початую бутылку коньяка, сгреб тюбики и краски с края стола, обтер стаканы
длинным пальцем.  В  черном  халате,  из-под  которого  виднелись  широкие
отутюженные брюки и замшевые туфли, он был очень импозантен.
     - Со свиданьицем, - пропустили.
     Художник  пододвинул  ему  сигареты  в  пачке  с  верблюдом,  щелкнул
диковинной зажигалкой:
     - Как живешь-то, рассказывай.
     - Нормально, - сказал Чижиков. - Квартиру скоро должен получить.
     - Это хорошо, -  одобрил  художник.  -  А  мне  вот,  понимаешь,  все
приличную мастерскую не пробить. Бездари разные лезут вперед,  а  ты  сиди
тут в трущобе...
     - Он закрутил головой, завздыхал.
     - Женат? - осведомился.
     - Женат... Уж десять лет.
     - Ну-у? - восхитился художник. - Молодец! И дети есть?
     - Сын, - сказал Чижиков. - Во второй класс ходит.
     - Молодчага! А у меня вот нет пока, вроде, - хохотнул.
     Чижиков заерзал.
     - Так что у тебя за дело-то, выкладывай, - разрешил художник.
     Не зная, как приступить,  Чижиков  огляделся.  Подошел  к  мольберту.
Солнце добросовестно освещало праздничными лучами уходящий вдаль  сад.  На
переднем плане нарядная колхозница, стоя на  лесенке,  собирала  с  дерева
персики.
     - Гляди, - прошептал он...
     И вытащил лесенку.
     Дородная  поселянка  висела  в  воздухе.  Лесенка  постояла  рядом  с
мольбертом и сама собой с треском упала.
     - А? - торжествующе спросил Чижиков. Сорвал персик и положил на стол.
     - Нет, - сказал художник, - так плохо.  Мне  не  нравится.  Тоже  мне
сюрреализм, ни то ни се.
     Он машинально откусил персик.
     - Экая дрянь! - сплюнул, поморщившись. -  Синий  какой-то  внутри,  -
швырнул он пакостный плод в угол. - Так и отравиться можно.
     - Тебя ничего не удивляет? - опешил Чижиков.
     - О чем ты? А-а... - Художник снисходительно  усмехнулся.  -  У  нас,
брат, в изобразительном искусстве, -  покровительственно  объяснил  он,  -
такие есть сейчас мастаки! такие шарлатаны!.. Ты не подумай, я не о  тебе,
- спохватился он, - я вообще... Давай-ка еще по коньячку.
     Озадаченный Чижиков выпил.
     - Ты наведывайся почаще,  -  пригласил  художник,  -  я  тебе  такого
порасскажу!..
     Вот так  так,  размышлял  Чижиков,  спускаясь  по  лестнице.  Вот  ты
незадача... С кем бы мне потолковать обстоятельней?..
     На следующий день он тем же манером отправился к  Гришке  Раскину,  с
которым в пятом классе за одной партой сидел. Позже Гришка стал копаться в
вузовских учебниках, выступать на  всяких  олимпиадах,  очками  обзавелся,
времени не хватало ему всегда, и их дружба помалу иссякла.
     Гришка работал в университетском  НИИ  физики,  занимался  проблемами
флуоресценции и дописывал докторскую диссертацию.
     Помяв Чижикова жесткими руками альпиниста - каждое лето Гришка уезжал
на Памир, был даже, говорят, мастером спорта по скалолазанию, - он потащил
его куда-то наверх по узким крутым лесенкам с железными перилами и  вволок
в маленькую комнатушку.
     Чижиков уселся в закутке на обычный канцелярский стул и разочарованно
огляделся.
     - Что, - хмыкнул Гришка, - не похоже на лабораторию физика в кино?
     - Да вообще-то я иначе себе все представлял, - сознался Чижиков.
     Стены каморки были выкрашены зеленой  масляной  краской,  точь-в-точь
как  у  них  в  туалете.  Черный  громоздкий  агрегат  топорщился  кустами
замысловатых деталей, занимая почти все жизненное пространство. В углу  на
откидном столике лежала конторская книга да два стула стояли.
     -  Ничего,  -  мечтательно  потянулся  Гришка,  -   осенью   устроюсь
основательней. И внутренне, и экипировался, так сказать.
     - Я тут, похоже, одну штуку  случайно  открыл,  -  произнес  он  едва
смущаясь  отрепетированную  фразу   и   вынул   из   бумажника   открытку.
Брильянтовая капля росы красиво лучилась на тугом хрупком лепестке лилии.
     - Смотри внимательно, - попросил он. Гришка уселся поудобнее  и  стал
внимательно смотреть.
     Чижиков осторожно сунул в открытку два пальца. Хрустнул переломленный
стебель. Желтая лилия мелко подрагивала  в  его  руке.  Росинка  стекла  в
чашечку. На открытке остался размытый фон.
     - За-ба-вно, - изрек Гришка. Повертел открытку,  посмотрел  на  свет,
пощупал. - За-ба-вно. Слушай, а как ты это делаешь?
     - Просто, - сказал Чижиков. - Беру и делаю. Сам не знаю как. Вот так.
     Он взял открытку и приладил лилию на место.  Теперь  на  лепестке  не
было капли росы.
     - И давно? - спросил Гришка с интересом.
     - Два дня. Ночью, понимаешь, я курил в коридоре...
     -        Квазиполигравитационный        три-эль-фита-переход        в
минус-эн-квадрат-плоскость, - забубнил Гришка, сведя глаза  к  переносице.
Может, он другое что сказал, Чижиков все равно ни черта не понял.
     - Слушай, Кеш, - потеребил Гришка, косясь на часы, Чижикова за рукав.
- Я, ты извини, срочно должен в подвал бежать, там сейчас опыт  пойдет.  А
тебе с этим надо в пятую лабораторию, к Аристиду Прокопьевичу, скажи -  от
меня. Как пройти, я объясню.
     Он выдрал из конторской книги лист и начеркал китайскую  головоломку,
закончив ее крестиком.
     - Сначала здесь, а после сюда и сюда, ясно, да? Вечером позвони  мне,
ты связи со мной не теряй.
     Около часа Чижиков провел в движении по невообразимо заковыристой, но
с неумолимостью физического закона повторяющейся траектории, пока не выпал
из нее у  дверей  пятой  лаборатории,  которая  временно  расположилась  в
помещении третьей. И выяснил, что Аристид  Прокопьевич  вчера  вылетел  на
месяц в Новосибирск читать лекции, но это не точно, а где он точно,  никто
не знает. Возможно, во второй лаборатории, хотя вряд ли.
     Еще двадцать минут Чижиков пробирался на волю.
     Устало шлепая по Менделеевской линии, он поднял воротник  от  мелкого
дождика и загрустил.
     Всю пятницу провел он в раздумьях.  Гришку  по  телефону  застать  не
удавалось ни дома, ни на работе. И дождь все моросил.
     В иероглифах записных книжек он наткнулся на  старый  домашний  адрес
Сережки Бурсикова, тихого мальчонки, насморк у него вечно не  проходил.  В
свое время гулял слушок, что он после школы в духовную семинарию подался.
     А черт его знает, подумал Чижиков... Подумал и решился.
     Остаток дня он потратил на наведение справок.
     В субботу вечером  он  сел  на  поезд,  отправлявшийся  с  Витебского
вокзала, и поехал в один белорусский городок, где Бурсиков был настоятелем
церкви. Жене сказал - в командировку; она, похоже, и не огорчилась ничуть.
     Церковь стояла в заснеженном саду на холме,  недалеко  от  базара.  У
ворот двое курили на лавочке.
     Чижиков с некоторой опаской поздоровался, поклонившись  слегка,  даже
шапку снял на всякий случай - благо тепло было - и осведомился, где  может
видеть настоятеля, Сергея Анатольевича Бурсикова?
     - Вы по какому делу? - спросил пожилой, в солдатской ушанке.
     - По личному, - быстро ответил Чижиков. Уж Ильфа и Петрова он читал.
     - Туда, - махнул пожилой на желтый флигель у ограды.
     Во флигеле  оказалась  часовня,  а  в  коридорчике  позади  -  всякая
канцелярия-бухгалтерия; Чижиков несколько оробел. Он никогда раньше не был
в церкви.
     Отрешенные лица святых темнели с икон. Согбенная  старушка  протирала
тряпочкой возвышение, украшенное серебряными  узорами.  Крупной  поступью,
глядя перед собой, в черной  до  полу  рясе,  проследовал  высокий  прямой
мужчина. Старушка бесшумно засеменила к нему, поцеловала  красную  крепкую
руку с перстнем на указательном пальце.
     Воскресная служба кончилась с час назад, настоятеля Чижиков нашел уже
переодетого.
     - Я вас слушаю, - бегло  сказал  настоятель,  не  предлагая  Чижикову
сесть.
     Выглядел он,  вопреки  ожиданию,  заурядно  и,  по  мнению  Чижикова,
неподобающе. Без бороды, выбрит  был  настоятель,  коротко  подстрижен,  в
стандартном дешевом костюмчике. И лицо помидором.
     - Здравствуйте, Сергей Анатольевич.  -  Чижиков  не  знал,  как  себя
вести.
     - Здравствуйте. - Он явно не тянулся к разговору.
     - Я Чижиков, - сказал Чижиков.
     - М-да?
     - Мы учились вместе...
     - Э?..
     - В одном классе, в школе, Кеша Чижиков, Чижик, помните?
     - Оч-чень приятно. Разумеется. Слушаю вас.
     Рядом люди ходили, - не располагала обстановка. Визит грозил рухнуть.
Чижиков разволновался и обнаглел.
     - У меня очень важное до вас дело,  -  сощурился  он  значительно.  -
Необходим конфиденциальный  разговор.  Желательно  в  нерабочей...  м-м...
Лучше дома. Я приехал специально.
     - Вы настаиваете, - недовольно отметил настоятель...  -  Подходите  к
пяти.
     Он сказал адрес и взялся за пальто.
     Чижиков побродил  по  городу.  На  базаре  купил  три  кило  отличной
антоновки - пусть Ильюшка витаминится.
     Настоятель принимал его в тесной проходной зальце - гостиной, видимо.
     - К вашим услугам.
     Чижиков повторил номер с открыткой. Настоятель следил зорко.
     - И что же? - спросил он наконец.
     - Как? - растерялся Чижиков.
     - Вы фокусник?
     - Это не фокус, - выразительно сказал Чижиков. В ожидании вопроса  он
крутил бахрому скатерти. Настоятель неодобрительно посапывал.
     - Хотите чаю? - предложил он.
     - По-моему, это чудо, - застенчиво объяснил Чижиков.
     - Э?.. - удивился настоятель.
     - Ну  ведь...  Бог  творит  чудеса!..  -  выдал  Чижиков  напролом  и
покраснел.
     - Не надо, - осадил настоятель. - Не надо.
     - И не в чудесах, - с неожиданной тоской добавил он, -  совсем  не  в
чудесах заключается вера. Хотите чаю?
     - Да не хочу я чаю! - Обозленный Чижиков отчаялся на крайние меры.
     В лепной золоченой  раме  святой  Мартин  резал  пополам  свой  плащ.
Картина напротив: старик с изукрашенным распятием.
     - 'А теперь делить буду  я!'  -  процитировал  Чижиков  и  отобрал  у
доброго святого недоразрезанный плащ. Княжеским жестом пустил его на стол.
Пристукнул увесистым золотым распятием.
     Пыльный грубый плащ пребывал  на  столе  и  пах  потом.  Толстые  его
складки придавливал тусклый крест с искрящимися камнями.
     Лицо настоятеля замкнулось...
     - Нельзя ли восстановить порядок? - отчужденно попросил он.
     Чижиков плюнул с досады.
     - Жертвую на храм, - отвечал он в раздражении из прихожей.
     Вечером Чижиков пил чай в  поезде,  грыз  ванильные  сухарики.  Долго
ворочался на верхней боковой  полке,  мысль  одна  все  мучала.  Ночью  он
проснулся, лежал.
     А мысль эта была такая:
     Теперь он может уйти в свою избушку.
     С утра, заскочив на минутку домой положить в холодильник  яблоки  для
Ильюшки, он отправился в Русский музей.
     ...Стоял, стоял перед  картиной.  Будоражащие  запахи  хвойной  чащи,
дымка над крышей, казалось, втягивал, приопуская веки.
     Сорвал незаметно травинку. Травинка как травинка, зеленая.
     Смотрительница уставилась на него из угла. Эге, засомневался Чижиков,
увидит еще кто, скандала не  оберешься.  Начнут  за  ноги  вытаскивать,  с
картиной сделают что-нибудь, а потом выкручивайся как хочешь. Надо  ночью,
решил он. Спрятаться в музее, а когда все уйдут - вот тогда и лезть.
     Легко сказать - спрятаться... Придумал.  Присмотрел  через  два  зала
натюрмортик с ширмочкой: можно отсидеться. Натюрморт скульптурой заслонен,
смотрительница вяжет, носом клюет, народу нет - подходяще.  Для  страховки
вымерил шагами два раза расстояние до своей картины,  теперь  с  закрытыми
глазами нашел бы.
     Но  сегодняшний  вечер  захотелось  побыть  дома.  Напоследок,   елки
зеленые...
     Печален и загадочен был он  в  этот  вечер.  Даже  жена  в  удивлении
перестала его пилить. Чижиков целовал часто сына в макушку, переделал  все
по дому и жене отвечал голосом необычно ласковым и  всепрощающим,  что  ее
как-то смущало. Перед сном, тем не менее, поскользнувшись на  ее  взгляде,
улыбнулся с тихой грустью и поставил свою раскладушку.
     Он явился в музей  около  пяти  и,  улучив  момент,  без  приключений
забрался в свой натюрморт. За ширмочкой валялся  всякий  хлам,  он  уселся
поудобнее и стал ждать.
     Переход  он  задумал  осуществить  в  двадцать  ноль-ноль.  Пока  все
разойдутся, пока то да се...
     Время, разумеется, еле ползло. Хотелось курить, но боязно было:  мало
ли что...
     А там... Первым делом он сядет  в  траву  у  ручья  и  будет  курить,
любуясь на закат. Потом... Потом  напьется  воды  из  ручья,  ополоснется,
пожалуй, смывая с себя въедливую нечистоту города.
     ...Тихо колышутся кусты. Прохладно. Вот он встал и пошел  к  избушке.
Оп! - полосатый бурундучок мелькнул в траве. Чижиков постоял, улыбаясь,  и
поднялся на рассыхающееся крыльцо. Вздохнул с легким счастливым  волнением
- и толкнул дверь...
     Ширма упала.  Чижиков  вскочил,  проснувшись.  Без  двенадцати  минут
восемь. Он подрагивал от нетерпения.
     Первый шаг его в  темном  зале  был  оглушителен.  Он  заскользил  на
цыпочках. Шорох раскатывался по анфиладе.
     Так... Еще... Здесь!..
     Темнел прямоугольник его картины. Он с ходу взялся потными руками  за
раму.
     Задержав дыхание, закрыв глаза и нагнув, как ныряют, голову - влез.
     Что-то как-то...
     Осознал: крик. И - предчувствие резануло.
     'Не то! - ошибка! - сменили!' - ослепительно залихорадило.
     Оскользаясь  в  грязи  на   пологом   склоне,   раздираясь   нутряным
'Ыр-рраа!!', зажав винтовки с примкнутыми штыками, перегоняли друг друга и
красный флаг махался в выстрелах внизу у фольварка.
     - Чего лег?! - срываясь на хрип.
     Ощущение. Понял: пинок.
     - Оружие где, сука?!.. - давясь,  проклекотал  кадыкастый,  в  рваной
фуражке.
     Обмирая в спазмах, Чижиков хватанул воздух.
     - Из пополнения, што ль?
     - Да, - не сам сказал Чижиков.
     - Винтовку возьми! - ткнул штыком к скорченной фигуре у лужи. -  Вишь
- убило! И подсумок!
     Чижиков на четвереньках ухватил винтовку, рукой стер грязь.
     - Встань! В мать! Телихенция... Впер-ред!
     Чижиков неловко и старательно, довольно  быстро  побежал  по  склону,
подставляя ноги под падающее туловище.  Кадыкастый  плюхал  рядом,  щерясь
косил на него.
     Передние  подсыпали  к  зелени  и  черепицам  окраины,   там   правее
дробно-ритмично зататакало, фигурки втерлись в пашню.
     - Ах твою в бога!.. - рядом, упав, проскреб щетину. - Конница в балке
у них...
     Чижиков увидел: слева в километре выскакивают по несколько, текут  из
земли всадники, растягивая в ширину стремятся к ним.
     - Фланг, фланг загинай!.. - отчаянно пропел сосед,  пихнул,  вскочив,
Чижикова, они побежали и еще за ними. Слева перебегали, ложились,  выгибая
цепь подковой.
     Упали, дыша.
     Выставили стволы.
     Раздерганная пальба.
     Прочеркивая  и  колотя  глинозем,  оцепеняя  сознание  всепроникающим
визгом, завораживая режущим посверком клинков на  отлете,  рвала  короткое
пространство конница.
     - Стреляй, твою! - Оскалясь, сосед вбил затвор.
     Как он, Чижиков старательно передернул  со  стальным  щелком  затвор.
Локти податливо ползли из упора.
     '...выход - где - запомнить - не найду - как же...' -  прострочило  в
мозгу и не стало, потому что он принял  целящийся  взгляд  поверх  конской
морды, пегий в галопе чуть вбок заносил задние ноги, казак  привставал  на
стременах, неверная мушка поддела нарастающий  крест  ремней  на  холщовой
рубахе...
     Всхлипывая горлом,  напряженно  тараща  заслезившийся  глаз,  потянул
спуск и невольно зажмурился при ударе выстрела.


Вы здесь » Питерский клуб «Акварель» от 40 » ПОЭЗИЯ, ПРОЗА » Выбирай писателя так, как выбираешь друга.